Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

природы, поэтому человеческому

существу в процессе становления необходима определенная и все возрастающая

мера свободы, совершенная же свобода будет признаком и условием совершенной

жизни. Но при этом Божественное, которое он видит в себе, человек равным

образом видит во всех других людях, прозревая один Дух во всех. Поэтому

человеческому существу необходимо также чувство все возрастающего

внутреннего единства со всеми людьми, а совершенное единство будет признаком

и условием совершенной жизни. Не только прозревать и находить Божественное в

себе, но прозревать и находить Божественное во всех, не только искать свое

личное освобождение и совершенство, но искать освобождения и совершенства

других людей - вот всеобъемлющий закон духовного человека. Если бы

божественность, которую ищет человек, была индивидуальной и обособленной, а

не единым Божественным, или если бы он искал Бога только для себя одного,

тогда результатом поисков явился бы грандиозный эгоизм - олимпийский эгоизм

Гете или титанический эгоизм, порожденный воображением Ницше, - а возможно,

индивидуальное и обособленное знание, либо аскетизм обитателя башни из

слоновой кости или столпника. Но человек, который видит Бога во всех, будет

добровольно служить Богу во всех служением любви. Он будет, иными словами,

искать не только своей собственной свободы, но и свободы всех людей, не

только своего собственного совершенства, но и совершенства всех. Он будет

сознавать совершенство своей индивидуально-сти только в широчайшей

универсальности, а полноту своей жизни сможет почувствовать только в

единстве с универсальной жизнью. Он будет жить не для себя, не для

Государства и не для общества, не для индивидуального или коллективного эго,

но для чего-то гораздо более великого - для Бога в себе и Божественного в

мире.

Условия наступления духовного века созреют тогда, когда люди в массе

своей станут пробуждаться к осознанию этих истин и начнут - или почувствуют

желание - двигаться под действием этого тройственного, или триединого Духа.

Это будет означать конец несовершенного и многократно повторенного цикла

социального развития, который мы рассматривали, и выход общества на новую

линию развития, ведущую к цели. Ибо начав свое движение, согласно нашим

предположениям, с символистического века-века, в котором человек ощущал за

всей жизнью присутствие великой Реальности, которую он стремился постичь

через символы, человечество придет к веку, в котором начнет жить в этой

Реальности не через символ, не посредством типа, конвенции или

индивидуального разума и разумной воли, но в своей собст-венной высочайшей

природе, которая будет природой этой Реальности, осуществленной в условиях

(необязательно аналогичных современным) земной жизни. Именно это интуитивно

прозревали религии более или менее ясно, но чаще видели как будто отраженным

в мутном зеркале и называли Царством Божиим на земле - Его внутренним

царством, заключенным в духе людей, а следовательно, Его внешним царством в

жизни народов, ибо последнее есть материальный результат успешного

осуществления первого.

Глава XXIV. Приход и становление духовного века

Если конечным результатом и осуществлением субъективистского века,

последней стадии социального цикла, должно стать появление духовного

общества и восхождение человечества на более высокую ступень эволюции,

недостаточно только того, чтобы определенные идеи, благоприятствующие

подобному изменению человеческой жизни, завладели коллективным умом

человечества, стали средоточием его самых обычных побуждений, мысли,

искусства, этики, политических идеалов, социальной деятельности или даже

глубоко проникли в сферу его сокровенных мыслей и чувств. Недостаточно даже

того, чтобы идея Царства Божия на земле, господство духовности, свободы и

единства, истинное внутреннее равенство и гармония - а не просто внешнее

механическое уравнивание и объединение - стали безусловным идеалом жизни;

недостаточно и того, чтобы человечество активно утверждало этот идеал как

возможный ижеланный, искало его и стремилось к нему; недостаточно даже того,

чтобы он занял главное место в сфере интересов человеческого ума.

Несомненно, все это явится значительным шагом вперед, а если принять во

внимание уровень современных идеалов