Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

именно в этом. Церкви и

вероисповедания, например, всеми силами препятствовали развитию философии и

науки, сожгли Джордано Бруно, заключили в тюрьму Галилея и занимали

настолько агрессивную позицию в отношении философии и науки, что тем

пришлось в порядке самозащиты наброситься на Религию и разрушить ее до

основания, чтобы расчистить пространство для законного своего развития. Все

произошло потому, что люди, ослепленные темными страстями своей витальной

природы, рассуждали следующим образом: поскольку религия связана с

определенными интеллектуальными представлениями о Боге и мире, которые не

выдерживают научной критики, значит, всякую науку следует истребить огнем и

мечом; научная и философская истина отвергалась ради сохранения религиозного

заблуждения. Мы видим также, что ограниченный религиозный дух зачастую

подавляет и обедняет радость и красоту жизни - либо в силу нетерпимого

аскетизма, либо, если говорить о пуританском подходе, из неспособности

понять, что религиозный ригоризм - это не вся религия, хотя, может быть, и

важная ее часть, не единственный путь этико-религиозного постижения Бога,

поскольку любовь, милосердие, мягкость, терпимость, доброта тоже (и даже

более) божественны, а пуритане забывали или никогда не знали, что Бог есть

не только чистота, но и любовь и красота. В политической жизни религия часто

принимала сторону власти и препятствовала приходу и осуществлению более

высоких политических идеалов, поскольку сама, в лице Церкви, находила

поддержку у власти и смешивала религию с Церковью или выступала за ложную

теократию, забывая о том, что истинная теократия есть царство Божие, а не

царство Папы, духовенства или сословия священнослужителей. Равным образом

религия часто поддерживала закостеневший и устаревший социальный строй,

поскольку полагала, что ее собственная жизнь зависит от различных форм

социальной жизни, с которыми она оказалась связанной на длинном отрезке

своей истории, и ошибочно заключала, что даже необходимые изменения этих

форм могут разрушить религию и угрожать ее существованию. Как будто такую

могучую внутреннюю силу, как религиозный дух в человеке, можно разрушить

чем-то столь незначительным, как изменение формы социальной жизни, или столь

внешним, как социальная перестройка! В этом заблуждении, во всем множестве

его проявлений, заключалась великая слабость религии прошлого - именно это

дало возможность и основание интеллектуальному разуму, эстетическому

чувству, социальному и политическому идеализму, даже этическому духу

человека восстать против религии, которая должна была выражать его

высочайшее стремление и закон.

Значит, в этом кроется единственная тайна расхождения между древним и

современным, восточным и западным идеалами, а также единственная возможность

их примирения. Оба идеала имеют под собой известные прочные основания, и

конфликт их проистекает из непонимания. С одной стороны, истинно то, что

религия должна играть главную роль в жизни, быть ее светом и законом - но

это должна быть подлинная религия, какой она и является по своей внутренней

сути, по основному закону существования, т.е. поиском Бога, культом

духовности, открытием глубочайших пластов жизни души пребыва-ющему в нас

Божеству, вечной Вездесущности. С другой стороны, истинно и то, что религия

- когда она отождествляет себя только лишь с вероисповеданием, культом,

Церковью, системой ритуальных формул - вполне может стать силой, тормозящей

развитие, а потому человеческий дух может восстать против нее, чтобы

освободить различные сферы жизни от ее влияния. У религии есть два аспекта:

истинная религия и религиозность. Истинная религия - это религия духовная,

которая стремится жить в духе, находящемся за пределами интеллекта, за

пределами эстетического, этического и практического существа человека, и

просвещать и направлять эти части нашего существа высшим светом и законом

духа. Религиозность же, напротив, укореняется в некой ограниченной

мистической экзальтации низших частей нашей природы или придает особое

значение интеллектуальным догмам, формулам и ритуалам, некому жестко

установленному моральному кодексу, некой религиозно-политической или

религиозно-социальной системе. Конечно, не стоит совсем уж пренебрегать

всеми этими