Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

мире». Нет такого.

Мы говорим о том, что мир существовал миллионы лет до того, как в нем появился человек. Человек развивался десятки тысяч лет, вплоть до нашего времени, когда мы сейчас уже сидим и обсуждаем, как все развивалось и ощущалось. А можем ли мы говорить о том, что мир развивался и ощущался миллионы лет до нас? Кем ощущался, как развивался? Разве мы можем себе это представить вне наших органов чувств, вне наших представлений? Не можем. То есть мы всегда заранее подразумеваем, что все это так, как мы себе представляем.

На самом деле ничего не развивалось. На самом деле ничего нет. В наших ощущениях все разворачивается по оси времени, по оси восприятий. Мы не можем какое то, якобы существующее историческое прошлое, воспринять иначе, как в рамках времени, — таким образом, оно для нас существовало.

Ничего не существовало. Мы не можем ничего воспринять иначе, кроме как в своих сегодняшних келим, — вот такими мы созданы, поэтому мы себе все только так представляем. Мы все равно не избавимся от этих ошибок, пока не увидим все со стороны. Со стороны — то есть с помощью дополнительных органов чувств — тогда все уравновешивается, и ты понимаешь, что такое относительность.

Вопрос: А динозавры были или нет? Ведь существуют их скелеты?

Нет динозавров, нет скелетов, — нет ничего, никого, кроме проявления всего этого относительно нас, ведь мы не можем воспринимать вне себя. С точки зрения абсолютно объективного наблюдателя мы не можем сказать, что это существует — ни в настоящем, ни в прошлом, ни в будущем.

Сегодняшняя наука уже говорит о том, что эксперименты зависят от наблюдателя. То есть, нет ничего объективного. Во времена Ньютона считалось, что Вселенная существует объективно: не будет людей, а Вселенная будет существовать. Сейчас мы уже можем понять (и то не все так просто), шаткость этого утверждения. Относительно кого она будет существовать, кто зафиксирует, кто сможет сказать, что она существует?

Вопрос: Не понятно, есть ли связь межу духовным и материальным?

Бааль Сулам говорит, что неправильно рассуждают те, кто считает, что духовное одето в материальное. Это порождает неверный вывод, что через материальное мы можем влиять на духовное своими свойствами, качествами, своими желаниями, силами, мыслями, физическими действиями. Невозможно воздействовать на духовное! У нас нет для этого никакого средства.

Оно появляется под воздействием высшей энергии, высшего света и называется экран, поэтому говорится «игати ве мацати». То есть я делаю усилия и удостаиваюсь, как подарка, экрана, но не я сам создаю его в себе. Экран — это антиэгоистическая сила, дающая мне возможность воздействовать на антиэгоистические, альтруистические силы Творца, взаимодействовать с ними в мере моего подобия им. Иначе эти силы не чувствуют друг друга, находясь в разных плоскостях, разных измерениях.

Понимание того, что духовное не одевается в материальное, необходимо в первую очередь для предотвращения ошибочного представления, что с помощью каких бы то ни было материальных действий мы можем что то сделать в духовном — не можем ничего сделать.

Дать деньги, зажечь свечку, совершить какой то, якобы, альтруистический, поступок — это не воздействие на духовное. Даже самые наши высшие мысли или поступки на духовное не влияют. Они являются только предпосылками, чтобы сверху нам помогли: это не воздействие, по крайней мере, не прямое воздействие.

Я пытаюсь тебя любить, соединиться с тобой, чтобы сблизиться с Творцом — это верно: все эти действия приводят к ожидаемому результату, но результат не находится с ними в непосредственной жесткой связи. Я как бы ставлю тебе условие: «Хочешь получить от меня подарок? Сделай это». Здесь существует причинно следственная связь, но она прерывна. Я своими действиями не воздействую непосредственно на духовные силы. У меня нечем воздействовать — экрана то нет.

Поэтому, говорить о том, что духовное облачается в материальное нельзя. Мы так говорим для краткости, и Бааль Сулам пишет, что в каждом человеке есть душа, она светится в нем, проявляет свои свойства в наших физических, земных качествах, но это так принято говорить, — а вообще это всего лишь оттиск, без жесткой связи. В этом заключается разрыв эгоистического и альтруистического. Ничего не поделаешь — это тяжело представить.

Вопрос: От чего зависит качество впечатления?

Качества наших впечатлений зависят от сочетания всех наши келим. Какого бы мизерного размера они ни были, они всегда разбиваются на пять частей в восприятии, на пять частей в постижении, на пять частей