Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

А те, что есть, содержат лишь туманные и беспорядочно изложенные намеки. И со времен Рашби (2 в.н.э.), лишь Ари (16 в.н.э.) было позволено раскрыть еще часть Каббалы, хотя, возможно, уровень знаний каббалистов, живших до Ари, был намного выше, но не позволялось им раскрывать свои знания по указанной причине. Поэтому остерегались сочинять и публиковать тексты, за исключением туманных замечаний. И потому со времени появления книг Ари, все занимающиеся Каббалой оставили все прочие книги и изучают лишь книгу «Зоар» и книги Ари.

Запрет «Личная тайна Создателя» состоит в том, что каббалистические знания раскрываются лишь самоотверженно отдающим себя идее подобия Творцу. Поэтому во все века каббалисты принимали в ученики только тех, в ком проявлялось это беззаветное стремление к постижению знания для подобия Творцу.

А поскольку иных не принимали и скрыли Каббалу от широкого круга общества, многие шарлатаны, выдавая себя за каббалистов, наживались предсказаниями, изготовлением амулетов, снятием сглаза и прочими «чудесами», заманивая простаков. И по сей день есть подобного рода «каббалисты» и покупатели их «божественных» талисманов, красных ниток, святой воды и пр…

Первоначальное скрытие Каббалы было именно по этой причине, и потому приняли на себя истинные каббалисты жесткие обязанности по проверке учеников — и в этом причина, что и те единицы в каждом поколении, кто допускался к изучению Каббалы, раскрывали какую то ее часть только при освобождении от всех трех вышеперечисленных запретов.

Дело в том, что только человек, в котором пробуждается «точка в сердце», устремляется именно к постижению свойств высшего мира и к подражанию Творцу. И только такого человека возможно обучать Каббале. Остальные же устремляются к изучению «магических действий для владения и управления судьбой, манипуляцией другими».

Конечно же, нет в этом никаких сил кроме силы психологического убеждения человека, которое, кстати, во многих случаях действительно «делает чудеса». Но не следует путать это с высшими силами и свойствами. Поэтому и по сей день есть «Каббала для потребителей» и «наука каббала». Первая — для выгоды продающих амулеты. Вторая — только для истинно устремленных к духовному.

Но не следует думать, что эти три запрета разглашать каббалистические знания делят на три части саму каббалу, — нет, каждая часть, каждое слово, понятие, определение подпадает под эти три запрета.

Однако возникает вопрос: если эта наука настолько глубоко скрыта, как появились все эти многочисленные сочинения о ней? Дело в том, что есть разница между двумя первыми запретами и последним: на последний ложится основная сила запрета, однако два первых запрета не постоянны, и запрет «Нет необходимости» с развитием человечества оборачивается в «Необходимо», как получили его Рашби и Ари, и в меньшей мере, другие каббалисты. И поэтому появляются иногда истинные книги по каббале. Так и в наше время запрет «Нет необходимости разглашать» обращается в «Есть необходимость», и поэтому наука каббала раскрывается всему человечеству.

12.1.6. Сравнительный анализ Каббалы и философии.

Определение духовного

Философия считает, что материальное является порождением духовного, душа порождает тело. Проблема такого утверждения в том, что в таком случае обязательно наличие связи между духовным и материальным. А поскольку, с другой стороны, утверждается, что духовное не имеет никакого отношения к материальному, то нет никакого пути или способа, который бы дал духовному возможность иметь контакт с материальным и каким то образом приводить его в движение.

Кроме того, Каббала, как любая наука, считает, что можно обсуждать только то, что возможно ощущать и исследовать. И поэтому даже дать определение духовному — означает различить и отделить духовное от материального, для чего необходимо прежде ощутить и постичь духовное, а для этого уже предварительно необходима наука Каббала, потому что она позволяет начать ощущать высший мир.

Суть высшей управляющей силы (Творца)

Наука Каббала совершенно не занимается сутью самой высшей силы, не пытается доказывать законы, существующие в ней, поскольку Каббала определяет себя как экспериментальную науку, и чего не постигает — о том не говорит. Даже в виде отрицания постижения. Ведь определение отсутствующего имеет не меньшую ценность, чем определение существующего.

Ведь если посмотришь на какую то сущность издали, и познаешь в ней все составляющие отсутствующего, то есть все то, чего нет, это также будет считаться свидетельством и определенным осознанием, так