Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

единства, индивидуально в каждом из нас, и постепенное раскрытие единства из всех возможных противоположностей, от самой маленькой до самой большой, — это и есть наш путь к Творцу.

Все проблемы, которые мы хотим решить, ощущение, что нам чего то не хватает, состояния смятения, поиска — это все стремление к соединению противоположных состояний. Одно противоречит другому, и затем, когда появляется возможность их соединить, то и ощущается огромное наслаждение.

Постижение соединения противоположностей и есть постижение той единой силы, которой является Один, Единственный, Единый — или Творец.

Постижение происходит в самом человеке, и никогда нельзя по ощущению поставленной задачи, то есть ощущению противоположностей, сомнений, непониманий, определить, каким же будет ее решение — каким будет достижение единства, как при этом я буду ощущать себя относительно этой единой силы, которая сольется в одну из двух своих противоположных проявлений — из кли и света.

Поэтому сказано: нет умнее опытного (эйн хахам ки бааль нисайон). Только тот человек, который проходит через все предварительные этапы раскрытия единства, суммирует их в себе, аккумулирует (они становятся его личным опытом), — тот постепенно раскрывает в богатстве этих ощущений силу величия Творца.

Постижение Творца можно представить себе, как треугольник, направленный острием вниз. Человек постепенно из двух противоположностей, которые расходятся между собой все больше и больше, до самой большой противоположности, постигает единение между этими двумя силами. Поэтому раскрытие единства происходит на раскрытии отрицания единства противоположностей — состояний, противоположных Творцу.

Чем дальше человек продвигается вперед, тем сильнее он ощущает все большее и большее непонимание, противоречие, несхожесть, невероятность того, что может быть единое управление, что это, наверное, Творец, — вплоть до того, что произошло с рабби Шимоном (он ощутил себя торговцем с рынка), когда он должен был достичь самого великого ощущения единства этой силы.

«Коль а гадоль мэ хаверо — ецро гадоль ми мено» — у каждого, кто продвигается выше, его желания (злые желания, неисправленные) сильнее. Почему? Большая противоположность, и тут ничего не сделаешь — только практика, опыт, путь.

Путь Каббалы — это накопление предыдущего опыта, который помогает в любых состояниях.

Так вот, когда человек находится в начале ступеньки, и в нем эти противоположности еще бушуют, и он не может соединить их внутри себя и не представляет, как может единство Творца проявляться именно в таком жутком, непонятном состоянии, тогда ему кажется, что на земле существуют всякие злые силы, которые противоречат утверждению о едином управлении.

Когда человек существует в таком состоянии тьмы, когда он в сомнениях, ему могут помочь только два фактора — окружающая среда, которую он вовремя подготовил для себя, когда был в хороших состояниях, и его опыт, на основании которого он может принять и понять, что возможно и такое. Что хотя никогда раньше у него не было такой ситуации, как сейчас, но в прошлом тоже были проблемы и они разрешались так, что именно из несхожести, запутанности, выявлялось единство, и человек видел, что за всем этим стоит Творец. Поэтому и сказано, что нет человека более умного, чем опытный.

Исходя из всего этого, мы должны понимать, что путь наш, в принципе, не очень сложный, он состоит из простых взаимодействий между светом и кли. Когда раскрывается кли (т.е. осознание зла, противоположность свету), мы это ощущаем как непонимание, нежелание, отстраненность, удаление, нахождение в своих собственных желаниях — все, что противоположно единству, единению, слиянию, которое иногда мы чувствуем в себе хотя бы не в явном виде, а еще в виде состояния восторженности, в виде ощущения решения проблем, понимания и так далее.

Итак, всегда на первом этапе освоения каждой ступени возникает осознание противоречия между светом и кли.

Второй этап — когда кли производит усилие, действие по соединению, вопреки своим знаниям, вопреки своим ощущениям в данный момент. Это называется «вера выше знания» (эмуна лемала ми даат). Мы усилием сводим эти два противоположных в нас понятия — свет и кли, и говорим: «Нет, они едины».

На меня сейчас давит весь мир, кто то причиняет мне неприятности, все не хорошо, все обстоятельства плохо складываются. Нет, все эти обстоятельства, все вокруг — это Творец, который таким образом, как бы прячась в различные объекты, путает меня.

Каждый раз Он дает мне ощущение, что нет единства, что есть много различных