Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

Это стремление к духовному, к изменению своих свойств, своей природы я должен затем реализовать с помощью правильных каббалистических книг.

То есть мне необходимо общество, которое бы во мне создало необходимость исправления. Я открываю каббалистическую книгу и, желая исправиться с ее помощью, вызываю на себя окружающий свет, и он меня исправляет.

Отличие науки Каббала от естественных наук состоит в том, что если естественные науки мы постигаем посредством уже существующих в нас органов чувств, то науку Каббала мы начинаем изучать, абсолютно не ощущая сам предмет изучения, и по мере изучения, обретаем новый орган чувств.

Первый этап заключается в том, чтобы я приобрел экран, а второй этап — в том, чтобы я уже с помощью своего эгоизма, снабженного экраном, начал работать, как работает духовное кли, духовный парцуф.

И тогда начинается второй этап изучения высшего мира, управляющей силы — сама наука Каббала. В то время как первый этап был всего лишь подготовительным, подобно тому, как любая профессия в нашем мире перед ее использованием в действии требует обучения ей.

Вопрос: Вы говорите, что человек берет бразды управления в мере своего исправления. Чем он может исправлять и зачем ему управлять мирозданием?

Как человек может управлять мирозданием, и зачем ему нужно управлять им? Все мироздание — это всего лишь желание, созданное Творцом. А все миры — это ощущения внутри этого желания — снаружи ничего нет. Снаружи есть Ацмуто. Творец создал одно желание, и все, что это желание ощущает в себе, называется его мирами, его состояниями.

Творец управляет этим желанием абсолютно, то есть всегда воздействует на это желание одинаково: так же, как начал, так и все время продолжает — если можно вообще говорить о рамках времени — постоянно Добр, дающий Добро. И не меняет своего состояния, потому что Сам — неизменный. Изменять что то — это, значит, улучшать или ухудшать, а в Творце этого нет.

Творец постоянно управляет всем. Что значит управляет? Сохраняет постоянным Свое отношении к творению. А творение само ощущает в себе всевозможные изменения в зависимости от соответствия себя Творцу.

Перенять от Творца управление — означает научиться Его отношению к этому эгоистическому желанию.

Мы не являемся этим желанием. «Я» человека — это не сами желания, «Я» человека — это его отношение к желанию. Наше «Я» возникло от соединения Бины и Малхут. Часть Творца в животном называется «человеком» — то, что вошло в желания свыше, от девяти первых сфирот — это «Я» человека. Его надо исправлять, оно находится в нас в отрицательном, в эгоистическом направлении. Именно его надо изменить в подобии Творцу, а не сам эгоизм, не само желание. Само желание изменять не надо.

Если человек к этому желанию начинает относиться объективно, издали, как третье лицо, как Творец, со стороны, если при этом он желает относиться к нему так же, как Творец, — он становится подобным Творцу. То есть перенимает от Творца отношение к этому желанию, другими словами — перенимает от Творца управление мирозданием.

Что это ему дает? Он в своем «Я» становится равным Творцу в отношении к созданному материалу творения, к желанию. Становясь в своем «Я» равным Творцу, он достигает Замысла творения.

Замысел творения — в слиянии с Творцом, то есть в соединении с Ним в своих намерениях, желаниях, побуждениях, во всем, — настолько, чтобы я и Он слились вместе. Созданное первородное желание — это тот посторонний от меня и от Творца объект, которым мы управляем, над которым мы вместе совершаем действия, чтобы было нам в чем уподобиться друг другу относительно третьего.

Вопрос: Каким образом раскроется всем мудрость Каббалы, которая была скрыта в течение веков? Каков механизм этого раскрытия?

Механизм раскрытия науки Каббала работает через все элементы творения. Потому что наука Каббала охватывает абсолютно все мироздание, всю его природу, все его управление, все стадии его развития от самого начала и до конца.

То есть наука Каббала — это наука обо всем творении, кроме Творца. Поэтому она раскроется во всех проявлениях. Чем бы человек ни занимался, о чем бы он ни думал, ни решал, ни делал в процессе своего существования на земле, — во всем начнет проявляться необходимость относиться к этим мыслям, действиям, решениям по другому, не так как раньше.

Причем кардинально иначе, и вся действительность будет толкать человека к тому, чтобы он обрел свойство отдачи. Это будут страшные состояния у человечества, но именно таким путем, если не предварительным изучением Каббалы, человечество придет к осознанию