Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

собой усилия индивидуума, учитывая условия, выдвигаемые категорией «правда», на стороне которой и большинство общества, практически нереальна, так как не поддается проверке и оценке сам принцип. И выходит, что у категории «правда» нет практической возможности быть решающим фактором, определяющим пути индивидуума и общества. В ней нет того, что может полностью обеспечить условия жизни в Окончательном исправлении мира.

Более того, есть еще большие трудности, чем те, о которых шла речь, поскольку нет правды более ясной, чем в самой природе. А по природе каждый человек ощущает себя в мире Творца единственным властителем, считая, что все созданы только для того, чтобы облегчить и улучшить его жизнь, да так, что не ощущает никакой обязанности со своей стороны давать что нибудь взамен.

Попросту говоря, природа каждого человека — использовать жизнь всех творений в мире для собственной пользы. А все, что он дает ближнему, дает не иначе, как вынужденно. Но и тогда в этом есть использование ближнего, просто делается это с большой хитростью, чтобы товарищ не почувствовал этого, и уступил ему.

Смысл сказанного в том, что природа каждой ветви близка к своему корню. И поскольку душа человека исходит из Творца, Единственного и Единого, и все принадлежит Ему, то и человек, берущий в Нем свое начало, чувствует, что все творения мира должны находиться под его властью, и созданы ради его личной пользы. И это непреложный закон.

А все различие людей — лишь в выборе. Один выбирает использование творения для достижения низменных наслаждений, другой — для достижения власти, а третий — для достижения почета. Более того, если бы это не стоило огромных усилий, то каждый согласился бы использовать мир для достижения всего вместе: и богатства, и власти, и почета, — однако вынужден выбирать в соответствии со своими возможностями и способностями.

И закон этот можно назвать «законом единственности», который живет в сердце человека. И никто не может избежать его влияния, каждый получает свою часть, великий — в соответствии со своим величием, маленький — в соответствии со своей малостью.

Но указанный закон единственности, существующий в природе каждого человека, не хорош и не плох, так как он — природная реальность, и у него есть право на существование, как и у любой части творения. И нет ни малейшей надежды на то, чтобы отменить его, или хотя бы немного смягчить его действие, как нет надежды уничтожить весь род человеческий. И в соответствии с этим, мы абсолютно не покривим душой, если скажем об этом законе, что он представляет собой «абсолютную правду».

И как вообще мы сможем убедить индивидуум, пообещав ему равенство со всеми членами общества, когда все его стремление — подняться выше, над всем обществом? Ведь после всего сказанного, нет сомнения в том, что в природе человеческой нет ничего более далекого от этого.

Итак, мы выяснили, что в соответствии с категорией «правда», совершенно нереально сделать счастливой как жизнь индивидуума, так и жизнь общества в такой мере, чтобы это было принято всеми, и все с этим полностью согласились, как это должно быть в Окончательном исправлении.

Использование в управлении иных категорий вместо категории «правда».

А сейчас обратимся к трем оставшимся категориям: милосердию, справедливости и миру, которые на первый взгляд, не были созданы изначально и призваны оказать поддержку правде, которая очень слаба в нашем мире. Отсюда история развития начала свое медленное, ступенчатое движение к обустройству жизни общества.

Теоретически все члены общества согласились и безоговорочно приняли на себя управление правды, но на практике повели себя абсолютно противоположно ей, не так, как было условлено. И с тех пор правде выпала судьба быть использованной самыми лживыми людьми, и ее не найдешь ни среди слабых, ни среди праведников, так чтобы смогли они воспользоваться ее помощью даже в самой малой степени.

И поскольку не смогли вести себя в обществе в соответствие с категорией «правда», увеличилось количество слабых и эксплуатируемых. Отсюда и развились, действующие в жизни общества категории «милосердие и справедливость», поскольку основы существования общества обязывают сильных и удачливых помогать слабым, чтобы не нанести вреда обществу в целом. А потому относились к ним снисходительно, то есть милосердно и с состраданием.

Но природа вещей такова, что в таких условиях количество слабых и обездоленных увеличивается до такой степени, что они начинают представлять собой угрозу сильным, что приводит к столкновениям и раздорам. И это