Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

в себе меньшую степень зла, и потому отталкивает от себя только маленькую степень зла, оставляя его в себе, так как совсем не ощущает его, как зло для себя.

Допустим, если бы я знал, что ради избавления от смерти, от тяжелой болезни, от какого то страшного наказания, мне надо встать и прийти на этот урок, то, конечно, я бы встал и пришел.

Если во мне этого ощущения нет, если моя группа, моя привычка, мой внутренний устав мне этого не говорит, то я не встаю. Все определяется необходимостью или, наоборот, — если не явными страданиями, то желанием достичь наслаждения.

Если бы я знал, что я на этом зарабатываю миллион долларов (не важно кому какая сумма представляется этим миллионом), тогда для меня не составляло бы никакого труда встать и бежать на ночной урок, потому что я бы знал, что выигрываю от него больше, чем от своего сна.

Следовательно, все зависит от важности — насколько раскрытие Творца, моей связи с Ним, Цели творения, важнее, чем то удовольствие, которое я могу сегодня представить себе, находясь вне контакта с Ним. В этом и заключается проблема осознания зла. Это зло ощущается отсутствием слияния с Творцом в том мнимом получении наслаждения, за которым мы гонимся.

Поэтому и говорится, что основа всего зла — это любовь к самому себе, называемая эгоизмом. Это свойство противоположно высшей силе, единственное качество которой — желание отдавать.

В чем же тогда заключается постижение единства? Постижение единства или достижение свойства отдавать, включение в него, слияние с ним — это и есть постижение Творца, это и есть возвышение, вход в высший мир.

Те, кто представляют себе духовный мир иначе, чем постижением большего альтруистического свойства, отдачи, когда решаются проблемы единения Творца и творения вместе со всеми возникающими противоположными обстоятельствами, — те просто неправильно понимают, что такое высший мир.

Высший мир — это наше состояние на более альтруистическом уровне.

Тот, кто не желает этого достичь, не стремится к этому, а по его действиям в этом мире мы видим, что он, наоборот, пытается от всех все получить, всех подчинить себе, не пытается следовать рекомендациям каббалистов, — тот, конечно, не продвигается к единению с Творцом.

Невозможно приближаться к Творцу и, одновременно, вести себя противоположным образом: подчинять себе остальных, диктовать им их духовное развитие, стремиться подчинить себе, подмять под себя весь мир.

Насилия в духовном нет — это главный принцип, по которому мы должны осваивать духовное, относиться к себе и к другим. Есть свойство отдачи — оно противоположно насилию. Раскрытие единства, постижение Творца, свойства отдачи — единение всех этих сил, вопреки моим представлениям — это совершенно одно и то же.

Почему это одно и то же? Почему я не могу с легкостью сопоставить проявление мира вокруг меня и отсутствие отдачи во мне? Мне это совершенно не представляется одним и тем же.

Я вижу вокруг себя большой мир, Творца я в нем не наблюдаю. Откуда мне знать, что если я буду отдавать, то все будет нормально, все будет хорошо?

Я воспринимаю картину мира соответственно своему эгоистическому кли. На моей эгоистической подложке я рисую картину мира — в ней отсутствует Творец, этот мир управляется всевозможными силами, правительствами, финансистами, военными (марионетками, на самом деле).

Это мне так представляется, потому что я сам нахожусь в эгоистическом свойстве, отличном от Творца, и согласно ему воспринимаю окружающее. Как говорится: «коль а посель бэ мумо посель» — «всякий обвиняет соответственно своему изъяну».

Но как только я меняю мои эгоистические свойства на альтруистические, я уподобляюсь Творцу. Творец входит в мой мир, Он начинает за ним проявляться, Он обнаруживает Себя во всем, что меня окружает, во всем, что находится внутри меня. И получается, что через окружающий мир я сливаюсь с Ним.

Самое главное, первоначальное состояние, которое мы проходим, называется осознанием зла, то есть осознанием того, что в силу своего эгоизма — внутреннего противоречия, противостояния Творцу, — я неправильно воспринимаю окружающий мир и Его Самого.

То есть я не кричу Творцу: «Почему Ты скрываешься?!» Я Его не вижу и не знаю, но мне сказали, что Он существует, но я не ищу в себе правильное восприятие окружающего. Постепенно я начинаю осознавать, в чем заключается причина того, что я не нахожусь в наилучшем состоянии. А что такое — «наилучшее состояние»? Состояние подобия Творцу — состояние полной отдачи.

Я не нахожусь в таком состоянии, потому что я Ему противоположен. Я существую