Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

примера кислород, который входит в состав большинства материалов в мире. Если взять бутылку с чистым кислородом, когда он не взаимодействует с другим материалом, то она выглядит пустой: кислород невозможно уловить, поскольку он находится в газообразном состоянии, он невидим для глаза, не имеет запаха и вкуса, им нельзя управлять руками. Так же ведет себя и водород.

То есть относительно нас они никак не проявляются.

Но если соединить эти два вещества (кислород и водород), они немедленно превратятся в жидкость — в воду, пригодную для питья, обладающую вкусом и весом.

Так мы ощущаем воду — имеющей вес и вкус. А если добавить эту воду в негашеную известь, то вода немедленно впитается в известь и жидкость станет твердым веществом, как и сама известь. Таким образом, химические элементы — кислород и водород, которые совершенно невозможно ощутить, вдруг превращаются из газообразных, неощущаемых, в твердое вещество, уже ощущаемое нами, как окончательное в своей форме.

Соответственно то же самое можно сказать и о силах, действующих в природе. Обычно они не считаются материей, потому что не подлежат познанию через ощущения. Но, с другой стороны, мы видим, что ощущаемая реальность — твердые и жидкие тела, безусловно, постижимые в нашем реальном мире, могут превращаться при нагреве в газ, а газ, охлажденный до определенной температуры, может вновь стать твердым веществом.

Отсюда ясно, что все ощущаемые картины происходят от основ, которые невозможно ощутить и которые не являются материалами.

Мы всегда можем взойти к самому неуловимому состоянию любого вещества, и сказать, что там оно такое то, а затем снизошло, огрубилось, отвердело и предстало перед нами в таком виде.

Какая же разница между теми состояниями, когда это вещество, материя, свойство были на своем высшем уровне, в газообразном, неуловимом для нас состоянии, и существующим теперь низшим, грубым состоянием? Существует ли, вообще, отличие? Практически нет.

Отсюда ясно, что все картины, ощущаемые нами, происходят от основ, которые невозможно ощутить, допустим, в газообразном виде, и которые не являются материалами. И потому все зафиксированные в нашем сознании знакомые нам картины, с помощью которых мы определяем материалы, — непостоянны, а материалы изменяют свою форму под воздействием внешних факторов, таких, например, как температуры. Нагревая или охлаждая какое либо тело, можно наблюдать, что с ним происходит на более неуловимой ступени и на более осязаемой.

Итак, основа материи — это сила, заключенная в ней. Однако силы все еще не проявляются относительно нас сами по себе, как химические элементы, но сущность их раскроется в будущем — так же, как химические элементы были обнаружены нами только в последние века.

О чем Бааль Сулам хочет сказать? О том, что вскоре мы увидим — причем, и с помощью изучения Каббалы и другим наукам это станем известно, что материи, как таковой, нет.

Ученые всех специальностей (различных отраслей науки) уже приходят к этому выводу в своих исследованиях, — они уже давно понимают, что материя существует относительно нас, поскольку мы воспринимаем ее такой. А на самом деле, материи самой по себе нет.

Любую материю относительно нас можно довести до ощущения ее нами как твердой, жидкой, газообразной. Ее можно перевести в плазменное или совершенно исчезающее из восприятия нашими органами чувств состояние.

Все зависит только от того, как мы на нее воздействуем, насколько мы ее пытаемся увести в зону неощутимости. Но при этом с самой материей ничего не происходит — она переходит из одного состояния в другое, но не исчезает. Мы можем любое вещество нагреть, а потом снова охладить, сжать, и образуется, допустим, жидкость из газов или наоборот (по закону Гей Люссака, температура, давление определяют состояние вещества в замкнутом объеме).

Бааль Сулам объясняет, что все изменяется только относительно наших органов чувств, нашего восприятия, а на самом деле ничего не исчезает, ничего не возникает. Существуют только одни силы, которые относительно нас либо не проявляются вообще, либо проявляются в тех обличиях, видах, которые мы улавливаем: газообразное, плазменное, жидкое, твердое.

Глава 7.2. Сравнительный анализ Каббалы и философии (Продолжение Урок 22.06.2004. Москва)

7.2.1. Сила, равная в духовном и материальном.

Все названия, которые мы даем, исходя из картины материи нашего мира, являются абсолютно выдуманными, поскольку основываются на нашем чувственном восприятии. Все, что мы ощущаем, воспринимаем — предметы, объекты, силы, действия, мысли, чувства,