Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

форма целенаправленного управления, которое не принимает в расчет порядок уровней развития. Наоборот, как будто с их помощью пытается специально обмануть нас, отвлечь от понимания цели их существования, всегда показывая состояния, обратные своему окончательному варианту.

Имея это в виду, мы говорим: «Нет умнее человека, чем опытный». Ибо только человек, приобретший опыт, то есть, имеющий возможность наблюдать творение на всех стадиях развития, до конечной, совершенной, может не бояться всех искаженных картин, в которых находится творение на разных этапах своего развития, а только верить в красоту и совершенство завершенного развития.

Наука Каббала объясняет смысл такого ступенчатого развития, обязательного для каждого творения.

Таким образом, детальное выяснение путей высшего управления в нашем мире указывает на то, что это управление может быть только целенаправленным, так, что его хорошее отношение вообще не ощущается прежде, чем творение не достигнет своей окончательной точки, то есть законченной формы и окончательного развития. А до тех пор, напротив, развивающееся творение всегда намеренно предстает перед наблюдателем во внешне испорченном виде.

Два пути развития: путь страданий и путь Каббалы

Из вышеприведенного примера следует, что высшая управляющая сила имеет свойство абсолютного добра и управляет нами целенаправленно, исходя из своего совершенства абсолютного добра, без всякой примеси зла.

Это означает, что целенаправленность ее управления обязывает нас принять порядок прохождения различных состояний, связанных законом причины и следствия, пока не достигнем состояния, в котором сможем получить желаемое благо, тем самым, достигнув цели нашего создания, подобно великолепному плоду в конце его созревания. Этот результат обеспечен абсолютно всем нам.

Замысел высшей управляющей силы в том, чтобы привести нас в подобие ее свойству — абсолютному добру, и этой целью продиктованы все ее действия над нами. Для приведения нас к цели, нам уготовлены два пути развития:

1. Путь страданий . Представляет собой порядок саморазвития творения, которое, исходя из своей природы, вынуждено следовать ему, переходя от одного состояния к другому, связанному с предыдущим зависимостью причины и следствия. Так мы очень медленно развиваемся до осознания необходимости выбора добра, отрицания зла и достижения целенаправленной связи, желательной управляющей силе. Этот путь, однако, долог по времени и полон страданий и боли.

2. Путь Каббалы. Он легкий и приятный, способный сделать нас достойными нашего предназначения за короткое время и без страданий.

В любом случае, наша конечная цель заранее задана, обязательна, и нет никакой возможности уклониться от нее, ибо высшая сила твердо управляет нами двумя способами — путем страданий и путем Каббалы. В окружающей нас действительности мы видим, что управление нами осуществляется двумя путями одновременно.

Суть Каббалы — развить в нас чувство осознания зла

Целью всех действий человека в устремлении к постижению высшего мира является в итоге осознание зла, находящегося в нем, потому что обнаруживает, что именно природный эгоизм стоит на его пути в высший мир.

Все отличие между творениями заключается лишь в мере осознании зла: более развитое создание осознает большую степень зла в себе, и потому различает и отталкивает от себя зло в большей степени, а неразвитое создание ощущает в себе меньшую степень зла, и потому отталкивает от себя только малую степень зла, оставляя его в себе, так как совсем не ощущает его, как зло для себя.

Основа всего зла — любовь к самому себе, называемая эгоизмом. Это свойство противоположно высшей силе, единственное свойство которой — желание отдавать.

Суть наслаждения заключается в степени подобия человека свойству высшей силы.

Суть страданий и нетерпения заключается в различии со свойством высшей силы. Поэтому именно сам эгоизм причиняет нам боль, осознанием отличия от свойств высшей силы.

Ощущение отвратительности эгоизма неодинаково в каждой душе: неразвитый человек не считает эгоизм плохим качеством, и поэтому открыто пользуется им, без всякого стыда. Более развитый уже ощущает некоторую степень своего эгоизма как зло, а потому стесняется пользоваться им публично и продолжает использовать его только скрытым образом.

Еще более развитый ощущает эгоизм как мерзость, настолько, что не может терпеть его в себе, и потому совершенно изгоняет его, в соответствии со своей степенью осознания, так как больше не желает и не может получать удовольствие за счет других.

И тогда