Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

высшего света сверху вниз, от Первичного источника, определяющего меру и качество света, исходящего из сути Творца. Свет этот проходит сокрытия, одно за другим, пока не возникнет из него материальная действительность и материальные создания

2. действительность высшего разума — после раскрытия нисхождения сверху вниз, начинается порядок снизу вверх, представляющий собой ступени лестницы, в соответствии с которой развивается человечество, взбираясь и поднимаясь, пока не достигнет цели творения.

Обе эти действительности исследуются во всех своих частных проявлениях и подробностях в науке Каббала.

Высшая управляющая сила

Высшая управляющая сила, обычно называемая Творец, характеризуется учеными каббалистами, как Абсолютное добро. Таковой они ее постигают на себе. То есть, невозможно, чтобы Она причинила кому либо какое то зло. И этот факт воспринимается постигающими эту силу каббалистами как главный закон мироздания.

Здравый смысл явно подсказывает нам, что основанием для совершения всех плохих поступков является эгоизм, «желание получать наслаждение для себя» (вкратце «желание получать»). Именно страстная погоня за собственным благополучием, вызванная «желанием получать», является причиной для причинения зла ближнему, так как «желание получать» стремится к наполнению себя.

А если бы творение не находило никакого удовлетворения в собственном благополучии, то не было бы никого в мире, кто причинял бы зло ближнему. И если подчас мы встречаем какое то создание, причиняющее зло окружающим не из за «желания получать», то оно совершает это лишь в силу привычки, которая изначально была порождена «желанием получать». И эта привычка является сейчас единственной причиной его поступка.

Поскольку высшая управляющая сила воспринимается нами как совершенная, не нуждающаяся ни в чем для своего совершенства, то ясно, что нет в ней никакого «желания получать», а потому отсутствует в ней всякое основание для причинения вреда кому либо. Более того, она обладает «желанием отдавать» — желанием творить добро своим творениям.

Все, что испытывают творения, хорошие ощущения или плохие, посылается им высшей управляющей силой, обладающей единственным свойством — желанием отдавать, желанием творить добро своим творениям. И это единственный закон ее отношения к творениям, из которого следует, что, очевидно, все творения получают от нее только благо и только для блага создала их.

Таким образом, каббалисты именуют эту силу как «Абсолютное добро».

Высшее управление — целенаправленное

Посмотрим на настоящую действительность, управляемую и контролируемую высшей силой, и как она творит одно лишь добро.

Взяв любое, даже самое малое, создание, принадлежащее к одному из 4 х видов: неживой, растительный, животный, говорящий, мы увидим, что как отдельная особь, так и весь ее вид в целом, поступенчато целенаправленно управляются в своем причинно следственном развитии, подобно плоду на дереве, управление которым преследует благую конечную цель — созревание.

Ученые ботаники смогут объяснить сколько состояний проходит плод с момента появления до достижения своей цели, окончательного созревания. Но все состояния, предшествующие последнему, не только не содержат даже намека на его конечное состояние — красивое и сладкое, а наоборот, проявляется противоположность его конечной формы: чем более сладок плод в конце, тем он более горек и безобразен в предыдущих стадиях своего развития.

Еще более поразительные отличия развивающегося и достигшего созревания на уровнях «животный» и «говорящий» (человек): животное, чей разум остается мал и по завершению роста, не претерпевает значительных изменений в процессе развития, в то время как в человеке, чей разум многократно увеличивается в конце своего развития, происходят огромные изменения.

Например, теленок однодневка уже называется быком, так как обладает силой стоять на ногах и ходить, и разумом, чтобы избегать опасностей, встречающихся на его пути.

В то же время, человек одного дня от роду подобен существу, лишенному чувств. И если бы кто то, кто не знаком с реалиями этого мира, глядя на этих двух новорожденных, попытался бы описать ситуацию, то, конечно же, о младенце сказал бы, что он не преуспеет в достижении своей цели, а о теленке сказал бы, что родился будущий великий герой. То есть, если судить по степени развития разума теленка и новорожденного, то последний — несмышленое и не ощущающее ничего существо.

Таким образом, явно бросается в глаза, что высшее управление действительностью, которую она создала — не что иное, как