Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

все воспитание: оно создает в человеке иллюзию того, что если он будет приобретать какие то особые желания, для реализации которых необходимо много сил, — ему стоит это сделать, потому что он в результате станет большим: миллионером, властителем, знаменитостью, и так далее.

И это не сложно сделать, потому что люди видят результат на себе и имеют перед собой примеры. И тут не надо далеко идти, я всегда могу найти общество, приспособленное для того, чтобы развить в человеке какие то определенные стремления.

А с Каббалой такого не происходит — я должен показать людям, что нет другого пути развития, кроме как отказаться от своей эгоистической природы. Но что тогда остается у меня?! То есть я должен так показать им порочность их природы, их состояния, что смерть лучше, чем это состояние. Ты пойми только — смерть лучше, чем это состояние! Потому что отказ от наслаждения воспринимается человеком, как смерть. Значит, он должен быть готов к этому настолько, чтобы согласиться полностью изменить свою природу.

Это возможно сделать? Естественно, что это невозможно сделать! В предисловии к «Талмуду Десяти Сфирот» Бааль Сулам пишет, что человек должен поместить себя в такие невыносимые условия: жить на земле, питаться хлебом с солью (и то в ограниченном количестве), чтобы эти страдания воздействовали на него таким образом, чтобы он вообще перестал их ощущать.

Он это объясняет теоретически, но в принципе, это — условие полного отрыва от эгоистического желания. И тогда только человек может начать понимать, что значит «отдача», и развивать ее в себе.

То есть это вещь совершенно невероятная! Как же можно иначе выйти в высший мир, если не такими страданиями? А мы к ним все равно придем, если не предупредим такие состояния заранее и не пойдем путем света — Ор Макиф.

Бааль Сулам говорит, что для этого мудрецы дали нам свои книги, с помощью которых мы можем вызвать на себя окружающий свет. Следовательно, мы должны изменить всю систему воспитания. Мы должны доказать ученым, что необходимо изучать Каббалу, а иначе мы придем к Ледниковому периоду. Мы должны убедить в этом воспитателей — тех, кто составляет учебники, тех, кто занимается проблемами воспитания общества. Это трезвые, думающие люди, мы можем найти с ними общий язык.

С другой стороны, мы можем обратиться к народу и популярно объяснить ему по радио, по телевидению, в чем причины его страданий. Но главное — убедить тех, кто занимается воспитанием народа, т.е. правительства, ученых, воспитателей, министерства образования, чтобы в учебниках, везде, объяснялось бы человеку все, что мы сейчас изучаем в наших статьях — эту главную идею.

Когда постепенно она будет проясняться людям, — если даже они и не захотят это воспринимать, т.е. реализовывать на себе, — но уже когда к ним придет тот или иной удар судьбы, — они смогут правильно его оценивать. Они вспомнят и осознают: почему он пришел, какова его цель, — он исходит из Творца, для того чтобы я поумнел, и чтобы поскорей исправилось мое состояние. Нет — будет больший удар.

Необходимо создать целую систему — воспитание, подготовка через «верхи», в книгах, учебниках. Просто создать саму систему распознавания зла — почему оно, откуда оно и для чего оно, и в чем цель этого зла, почему оно спускается целенаправленно на нас, почему мы все определенным образом ошибаемся, к чему это должно нас привести. Изучая все это, человек как бы начинает притягивать на себя окружающий свет, он начинает быстрей развиваться, не входя в жуткие страдания. Это то, что мы должны сделать.

И естественно, что добровольно никто к этому не придет. Мы видим на себе, насколько мы постоянно, ежесекундно, каждое мгновение, убегаем от всех этих мыслей.

Вопрос: Я не в состоянии уловить, в чем связь между обществом и Творцом?

Окружающее общество находится вне меня, Творец находится вне меня. Отношение к окружающему обществу и к Творцу у меня одно и то же — абсолютно безразличное. Для меня главное — Я. В той мере, в которой я могу начать развивать в себе отношение к окружающим людям, к группе, я могу после этого прийти к ощущению Творца.

Почему мне легче это делать на группе? Потому что я их ощущаю, я могу видеть, насколько я от этого выигрываю. Они могут усилить во мне осознание важности моих занятий, усилий. То есть они могут играть на моих желаниях, поскольку я завишу от них, поскольку я желаю быть великим в их глазах, поскольку я завидую им.

Используя все свойства человека, окружающее общество может заставить меня работать на себя. Человек готов умереть во имя общества: чтобы обо