Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

возможность взять из него самое эффективное для своего сегодняшнего продвижения.

Вопрос: Случается, что человек на уроке засыпает. Что делать, когда борешься и не можешь справиться с этим — все равно засыпаешь?

Ничего не сделать. Надо пытаться изо всех сил — и самостоятельно, и с помощью товарищей. Нужно больше времени уделять сну. Длительный период, который мы проходим до входа в высший мир, требует столько энергии, что человек в полусознательном состоянии не в состоянии это делать. Не давать себе послабления, но не в том, что необходимо для тела — минимум шесть часов в сутки надо спать. Это минимум, без которого просто нельзя, иначе человек находится в призрачном состоянии. Желательно даже семь часов. Надо как то набирать эти часы, урывками.

Надо немного более критично относиться к тому, чем ты занимаешься. Не всякая работа помогает продвижению и дает хороший результат, иногда даже наоборот. Поэтому я всегда за то, чтобы человек поспал еще час, обязательно лег рано вечером спать. Если можно, днем или после урока еще полчаса.

Мой учитель мог спать пять минут, три минуты, одну минуту, если надо. Он говорил: «Разбуди меня через минуту». Я смотрю на секундную стрелку, бужу его, а он: «О, хорошо поспал». Он умел отключиться, это самое главное — отключился, и видно по глазам, что человек пробудился. Я могу отключиться на 10 15 минут, но за одну минуту очень редко. А у него это получалось. Это надо тоже уметь. Считайте, что это хорошая привычка каббалистов, так что начинайте тренироваться.

Глава 11.3. Постижение единства мироздания. (Продолжение Урок 13.07.2004. Москва)

Мы пришли сюда, чтобы достичь определенной цели. Значит, об этой цели мы должны думать все время, иначе наша учеба бесцельна. В чем заключается наша цель? В уподоблении Творцу, в достижении Творца, а достигнуть Его — это значит уподобиться Ему. Мы все время думаем об этой цели, неважно, насколько она нам ясна сама по себе — мы думаем только об этом.

Что бы мы ни читали, мы читаем о том, как этого достичь или каким образом стать Ему подобным, или что значит быть Ему подобным. Короче говоря, мы читаем либо о том, как устремиться к цели, либо о том, как уже находиться на пути к ней — только об этом и говорится во всей Каббале. Не забывать об этом, иначе учеба не дает никаких результатов. Не забывать цель!

Мы продолжаем изучать статью, которая называется «Постижение единства мироздания». Раскрывается каббалистам — тем, кто выходит в высший мир, — что нет никого, кроме одной, единой, единственной силы, которая управляет всем, включает в себя все, поглощает в себя все, внутри которой существуем мы. Что значит «мы»? «Мы» — это душа, то, что создала эта высшая сила.

Душа постигает эту высшую силу постепенно, поступенчато. Эти поступенчатые постижения высшей силы называются мирами (от слова алама — скрытие, то есть ощущение скрытия). Постигая эту высшую силу, Творца, душа, одновременно ощущает, что Он еще недостаточно раскрыт, и поэтому эти частичные постижения она называет миром — мерой скрытия.

Но мерой скрытия чего? Мерой скрытия единства. Единство — это наивысшее, самое мощное наслаждение, которое только возможно ощутить.

Сказано, нет большего наслаждения в нашем мире, чем разрешение сомнений: когда человек сомневается, ищет, ему непонятно, он теряется в противоположностях, не в состоянии разрешить какую то задачу — и вдруг она решается. Почему решается? Потому что две противоположности, какими бы крайними они ни были, вдруг сливаются в одно, в единство, определяют и дополняют друг друга, соединяются друг в друге и существуют одно благодаря другому.

Это единение — когда внутри души происходит раскрытие единства во всем, даже в нашем мире, ощущается как самое большое наслаждение.

Поэтому говорят, что мир ощущается хорошо после войны. То есть сначала ощущение противоположности, раскрытие отсутствия единства, отсутствия целого, осознание зла. Тьма должна предшествовать свету, иначе мы не постигаем ничего. В Творце этого нет. Он изначально совершенен, у Него не существует, как у нас, противоположного Ему свойства.

Мы должны постичь все противоположное Творцу и, исходя из противоположности, постигаем Его. Поэтому в наших ощущениях, в наших мыслях, в наших определениях — что бы мы ни делали, ни думали, как бы ни постигали, ни рассуждали — мы всегда рассуждаем, исходя из единения двух противоположностей: свет и сосуд, желание и наслаждение, страдание и радость. То есть все постигается только в сравнении со своей противоположностью.

Эта противоположность, это раскрытие