Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

что это страдание человека ощущается высшей ступенью, ее АХАПом, спущенным в нас, и именно это желание может быть включено в высшую ступень.

Это просьба о слиянии, об исправлении, о подъеме в более высокое состояние, где человек соединяется с Творцом. Он уже просит то, что высшая ступень готова ему дать — исправление и наполнение — и тогда сразу же происходит подъем человека из нашего мира в высший мир на первую духовную ступень.

Когда это произойдет? Только когда человек захочет только одного — полностью, на всю ту меру, которая в нем раскрывается, уподобиться Творцу. И происходит это автоматически, нет необходимости в том, чтобы что то куда то поднималось. Вверх — это значит к более альтруистическому состоянию. Ничего там наверху нет.

Все зависит от развития человека. Более развитый ощущает эгоизм как мерзость, настолько, что не может терпеть его в себе, и потому совершенно изгоняет его, в соответствии со своей степенью осознания, так как больше не желает и не может получать удовольствие за счет других.

Он начинает ощущать, что всех других, находящихся вокруг него, Творец подставляет ему специально, чтобы человек через эту запутанность отношений с другими понял, что в итоге — это отношение к Творцу, который стоит за ними. И другие — это не один, а много — для того, чтобы он совершил акт единения с Творцом.

И тогда в человеке начинают пробуждаться искры любви к ближнему, называемые альтруизм, который является основой добра. И это свойство тоже развивается в нем поэтапно. Вначале развивается в нем чувство любви к близким, желание заботиться о них (близкие — это те, кого он ощущает рядом с собой, как своих товарищей, как идущих вместе с ним по тому же пути). Затем возникает любовь к соседям, к своему народу, ко всему человечеству.

То есть человек все более и более душевно отдаленные от себя создания, принимает как творения, существующие ради цели.

Мы видим, что духовные ступени и постижение Творца — ступени постижения высшего мира, ступени нашего исправления — все являются ступенями все большего и большего осознания в нас зла, достижения его исправления и альтруизма в отношении к окружающим — и так все более и более расходящимися кругами, вплоть до всего человечества.

Бааль Сулам объясняет это в Предисловии к ТЭС. Когда человек ощутил свой эгоизм и исправил его, он начинает ощущать желания остальных душ, как свои собственные, исправлять их, и таким образом в нем возникает любовь и единение со всеми. И в единении себя с остальными частями кли он ощущает единение с ним Творца.

Понимание того, что раскрытие высшего мира, подъем по его ступеням это и есть все большее освоение альтруистических свойств, правильное определение духовного, мгновенно дают человеку ответ на вопрос: «Устремляется ли он к этому или нет? Необходимо ли ему это или нет?».

И поэтому человек должен каждый раз мгновенно внутренне определять — правильно ли он представляет себе духовное, или духовное для него — это какая то мнимая картина, и он представляет, что устремляется к какому то более комфортному для себя состоянию. И ясно, что он продвигается уже совсем не в том направлении. Потерял направление…

Вопрос: Вы сказали, что человек переходит к этапу исправления других душ, к ощущению ближнего, когда он исправляется сам. Следовательно, это возможно только после полного личного исправления?

Нет, что вы. Единение, подъем на любую ступень означает единение человека с общим мирозданием. Просто это единение происходит в два этапа.

Первый этап единения с общим мирозданием — когда я перестаю использовать свои эгоистические келим. Это называется исправлением Гальгальта ве Эйнаим.

Рассмотрим по порядку. Мой сегодняшний эгоизм, относительно духовного, равен нулю, т.е. я не желаю духовного, я не желаю Творца. Это значит, мой эгоизм находится только на уровне этого мира: я желаю животных наслаждений — знать, получать все, что я вижу в этом мире. Нет Творца, поэтому я нахожусь в этом мире, ощущаю только его, и ни к чему больше у меня желания нет.

Начинает пробуждаться точка в сердце — зародыш следующей ступени. Эту точку в сердце я сейчас должен в себе развить, раздуть, чтобы она разбухла. Что значит «разбухла»? Чтобы у меня появилось желание к Творцу. Какое? «Как у человека, который становится сумасшедшим от любви», — так пишет Бааль Суллам.

У каждого из нас в жизни была первая любовь. Такое состояние нам дается пережить специально, чтобы у человека был эталон, какое то измерение чувства, когда происходит даже некое помутнение: «О, как я увлечен, как я хочу, как я люблю,