Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

способным ощутить высшую управляющую силу, как своего ближнего.

Изначальный замысел Творца сразу же воплотился в Его отношение к творениям — появились творения в состоянии полного наслаждения от слияния с Ним. Но сами творения осознают это состояние постепенно, в них это ощущение проявляется не сразу. Потому что у творений прежде должно появиться желание, потребность в том, чтобы ощутить, осознать, впитать, насладиться этим состоянием. «Кли кодем ле ор» — так это называется в Каббале, то есть, сосуд желание должно предшествовать наполнению.

Поэтому постижение, ощущение творением своего состояния — постепенное, и это проявляется на всех ступенях духовных миров.

Согласно плану Творца человечество должно само постигнуть, то есть, само пожелать, и только после этого ощутить свое вечное и совершенное состояние. Все человечество к этому и идет либо путем страданий, либо путем света, исправления, путем Каббалы, — до тех пор, пока полностью не ощутит то единственное состояние, которое существует. А прежние состояния являются лишь пробуждением творения к ощущению того настоящего состояния.

Таким образом, творение всегда ощущает одно и то же — свое настоящее состояние, только в некой малой, ограниченной мере. Меры этих ощущений, или мера ощущения того единственного, полного, совершенного состояния, называется миром творения, частью от состояния совершенства. А природа творения устроена таким образом, чтобы подгонять творение к достижению этого состояния совершенства, подобия, единения с Творцом.

Свойство отдачи обретается человеком поэтапно, как по ступеням лестницы, и человек поднимается по ним, преодолевая одну за другой ступени, пока не достигает своей цели. Количество и качество этих ступеней определяется двумя действительностями.

Первая — это действительность материи, то есть порядок раскрытия высшего света сверху вниз, от Первичного источника, определяющего меру и качество света, исходящего из сути Творца. Свет этот проходит сокрытия, одно за другим, пока не возникнет из него материальная действительность и материальные создания.

Распространение света сверху вниз создает келим. Эти созданные светом келим еще не являются творениями, это просто те формы, с помощью которых свет постепенно уменьшается, материализуется (если можно так сказать), одевается в какие то облачения, сокрытия. Но творений еще нет.

Вторая — это действительность высшего разума: после раскрытия нисхождения сверху вниз начинается порядок снизу вверх (восхождение, постижение творением Творца), представляющий собой ступени лестницы, в соответствии с которой развивается человечество, поднимаясь по ней, пока не достигнет Цели творения.

Теперь те же самые ступени, формы, по которым свет постепенно материализовался, творение (желание) начинает постепенно одевать на себя, облачаясь в них, становясь все более и более подобным свету, пока не достигает максимального, полного подобия ему на самой высокой ступени, и тогда ощущает замысел Творца — насладить творение.

Обе эти действительности исследуются во всех своих частных проявлениях и подробностях в науке Каббала.

Наука Каббала говорит о том единственном состоянии, которое существует, и о том, как кли, человек, должен его достичь. Таким образом, она охватывает все творение, кроме самого Творца, исследование которого запрещено, потому что Он не проявляется в нас настолько, чтобы мы могли исследовать Его надежно, точно, а проявляются лишь Его действия. Действия Его мы обязаны исследовать, и из них в конечном итоге мы и познаем Его замысел.

Следовательно, кроме науки Каббала, больше никаких знаний в мироздании не существует. Все остальное включается в нее, потому что все говорит только о творении и о том, как оно постигает свое состояние — из этого и состоит наука.

11.2.2. Высшая управляющая сила.

Мы можем назвать ее Творец или природа (у слов Творец и природа — «Элоким» и «тева» — одна и та же гематрия), то есть Творец и природа, окружающая нас, — это одно и то же: через нее Творец управляет нами.

Относительно нас природа подразделяется на природу, которую мы постигаем, это, якобы, окружающая нас сфера, и ту, которую мы не постигаем. Эта природа также находится вокруг нас, но не постигается нами. Все силы, которые воздействуют на нас, на наше желание и изнутри, и снаружи (а рядом с желанием находится его осознание, разум), все, что мы постигаем в своем желании с помощью разума, как воздействие изнутри и снаружи, называется природа или Творец. Так в более понятных для нас терминах выражаются два понятия — свет и кли.

Высшая