Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

отношении Творца, все более хорошее, и поэтому человек более исправленный, будет больше оправдывать действия Творца.

Для понимания истинного отношения каббалистов к Творцу, можно рассмотреть каббалистический молитвенник, где нет обычных слов, выражающих чувства человека, а есть обозначения духовных действий, которые, исправляя себя, должен произвести человек, и тогда он получает высший свет. В этом и отличие понятий религиозного Бога и каббалистического Творца.

Изучение в Каббале строения мироздания создает у человека четкое представление о Творце, находящемся своими свойствами на вершине лестницы духовных свойств, и о самом человеке, находящемся внизу этой лестницы. Ступенями лестницы являются ступени миров. Цель сотворения — в самостоятельном подъеме, чтобы своим желанием слиться с Творцом.

Подъем представляет собой внутреннее изменение свойств человека с эгоистического намерения во всех его мыслях и желаниях на альтруистическое. Изменение осуществляется по ступеням лестницы, каждая из которых характеризует меру подобия Творцу.

Естественно, что изучение в таких деталях строения мироздания отдаляет человека от представления отношений с Творцом, готовым меняться к нему в зависимости от просьб. Даже в нашем мире, представив себе абсолютного родителя, понятно, что никакими изменениями ребенок не сможет вызвать к себе большей любви. Она всегда вечна и совершенна, а внешнее ее проявление, то есть ощущение низшим, зависит только от тех состояний, которые человек должен пройти, чтобы познать все мироздание, набраться опыта, стать разумом и чувствами равным Творцу.

И даже те желательные исправления, о которых говорилось выше и которые мы можем произвести в себе, ощутив таким образом неизменное отношение Творца к нам как более благосклонное — это не непосредственное изменение, исправление себя: ведь все ступени, крайние состояния, изменения, полярные ощущения мы должны пройти, чтобы обрести опыт и возможность ощутить все мироздание от его края и до края.

А под исправлением человека подразумевается изменение нашего отношения к происходящему, когда, несмотря на ни на что, я оцениваю и потому ощущаю происходящее со мной, надо мной, как абсолютно положительное, и это вызывает во мне ощущение сладости наслаждения. Вплоть до того, что человек обнаруживает, что вообще ничего не меняется, кроме его отношения к постоянному, неизменному его состоянию, в котором он создан и находится изначально и всегда.

Излишне упоминать, что изучение науки Каббала, которое приводит к такому пониманию мироздания и своего места в нем, поневоле отклоняет человека от молитвы, а ведь во всех религиозных практиках молитва — это самое важное, главное, центральное действие, вокруг которого, уже как придаток, организуется все остальное.

Естественно, что в таком случае, наука Каббала, как ориентирующая человека только на внутреннее созерцание и изменение, отдаляет его от всех внешних отправлений и предписаний любых конфессий. И поэтому все они против науки Каббала, а иудаизм — во главе этой манифестации.

12.1.3. Материя и форма в науке Каббала.

Наука, в общем, подразделяется на две части: первая называется познанием материи, а вторая — познанием формы. Это означает, что в окружающей нас действительности нет ничего, в чем нельзя было бы распознать материю и форму. Например, стол. У него есть материя, то есть, дерево, и он имеет форму — форму стола. И материя, то есть дерево, является носителем формы, представляющей собой стол. Так же и слово «лжец»: у него есть материя — человек, и есть форма — лжец, так что материя — человек, является носителем формы — лжи. И так — во всем.

Соответственно и наука, исследующая действительность, также подразделяется на две части: исследование материи и исследование формы. Та часть науки, которая изучает свойства материи, существующей в действительности (как чистую материю без ее формы, так и материю и ее форму вместе), относится к «познанию материи». Это познание имеет эмпирическую основу, то есть, основано на доказательствах и сопоставлениях результатов практических опытов, которые принимаются ею за достоверную основу для истинных выводов.

Другая часть науки рассматривает только форму, абстрагированную от материи и не имеющую с ней никакой связи. Другими словами, формы «правда» и «ложь» абстрагируются от материи, то есть от людей, являющихся их носителями, и рассматривается только значимость, или не значимость самих этих форм в чистом виде, не воплощенных в какой бы то ни было материи. Это называется «познанием формы».

Познание это