Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 1.

тебе, что стоит задуматься над тем, почему ты страдаешь. Не насильственно, а добровольно». Вот и все.

Цель обычной этики — это счастье общества, как его понимает практический разум, опирающийся на жизненный опыт, и эта цель не обещает тому, кто пытается ее достичь, никакой выгоды, сверх рамок ограниченных природой.

А если цель не выходит за пределы досягаемости критики, кто же может раз и навсегда доказать индивидууму справедливость меры имеющегося у него блага, чтобы заставить его отказаться от какой то части полагающегося ему (по его мнению) в пользу общества?

То есть в обществе мы можем двигаться только ради эгоистической выгоды. В этой мере мы можем отменять себя относительно общества.

В отличие от этого, цель развития путем каббалистической методики обещает стремящемуся к этой цели счастье для самого человека. Ведь человек, постигший любовь к ближнему по закону равенства свойств, находится в слиянии с высшей силой и выходит из своего узкого мира, полного страданий, в широкий и вечный мир отдачи породившей его высшей силе и творениям.

Когда человек может начать относиться хорошо и по доброму к другим? Когда он преследует высшее вознаграждение — слияние с Творцом. «Я готов начать любить тебя, если это приводит меня к слиянию с Творцом, то есть достижению вечности и совершенства», — только тогда появляются у нас какие то эгоистические силы подумать в этом направлении.

Поэтому изначально мы должны использовать в своих объяснениях понятие о необходимости раскрытия Творца, о слияния с Ним. Я не могу выходить на публику и говорить: «Ребята, хотите быть здоровыми, счастливыми? Давайте аннулировать эгоизм, будем хорошо относиться друг к другу».

Это тот же порочный коммунизм, который был у нас. Я должен говорить: «Высшая цель заключается в слиянии с Творцом. Достижение Его — это наше вознаграждение». Если я таким образом буду направлять человека, — я смогу настолько увеличить для него понимание важности Творца и величия цели, что он согласится поступиться эгоизмом. Тогда это будет правильное действие.

А затушевывание этой цели в таком духе: «Мы делаем новую этику, чтобы было хорошо, чтобы было приятно» (где здесь Творец? Если Его нет, любой шаг ведет нас в обратную сторону), — это страшная ошибка.

Бааль Сулам пишет об этом в статье «Дарование Каббалы», о страшной ошибке, которую совершила Россия, когда использовала эту идею просто для достижения общественного благополучия. То есть вместо достижения Творца, отдачи Творцу — достижения блага в обществе, и этим полностью отключила себя от высших источников и вошла в свои страшные 70 лет, которые по сей день не кончаются. А была на самом пике своего развития — и экономического, и культурного, и общественного. И вот с этого самого пика все и оборвалось.

Система этики обязывает обретение человеком благорасположенности людей. Это похоже на аренду — деньги, которые, в итоге, возвращают обратно. То есть ты — мне, я — тебе, мы друг к другу расположены хорошо. Привычка человека к такой работе не дает подняться даже по ступеням этики, так как он привыкает к этим усилиям: окружение хорошо оплачивает его добрые дела.

В чем заключаются этические правила? Будем относиться хорошо друг к другу — нам всем будет хорошо. Я отношусь хорошо к тебе, относись хорошо ко мне. Не будешь — я тебя заставлю хорошо относиться ко мне. То есть совершенное отключение от высшего.

В то время, как занимающийся Каббалой ради отдачи высшей силе, подобно ей без получения какого либо вознаграждения (для того, чтобы уподобиться ей), действительно взбирается по уровням морали, ведь он не получает никакой оплаты на своем пути.

В этом заключается суть настоящей этики или морали — что для себя я, в итоге, ничего не желаю. Вы представляете, какой тяжелый путь предстоит еще человечеству, чтобы это осознать, познать и согласиться с этим. А все остальное — это не Каббала.

Только так человек действительно освобождается от природного эгоизма и всех запретов природы. Ведь когда человеку отвратительно любое получение для себя, и душа его свободна от всех личных и мелких удовольствий тела и не стремится получить богатство, уважение, власть, он свободно обитает в мире высшей силы, и гарантировано ему, что никогда не будет для него угрозы, неприятностей, не будет причинен ему никакой ущерб, ведь весь вред, ощущаемый человеком, приходит к нему лишь со стороны эгоизма.

Но получение блага не является для него самоцелью. Его целью является слияние с высшей силой — это его вознаграждение. Хотя на сегодняшний день оно нам непонятно, потому что