Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

не может

длиться долго, как нельзя удержать волну или заставить растение развиваться

в направлении, противном его природе. То, что делается с желанием, не только

длится дольше, но и еще бывает и прочнее. Этому последнему благу и должно

быть отдано предпочтение, все прочее принадлежит тем, кто опирается на силу;

воистину, методы ненасильственного убеждения согласуются с Божьим

правосудием, насилие же свойственно тиранической власти.

Вот, кстати, почему Бог рассудил сделать благо не тем, кто отказывался

принять Его, а тем кто желал этого' {S. Cregorius Nanzianzenus. Sermons 5.}.

Это учение св. Григория не нуждается в комментариях, оно, в частности,

подтверждает уже сказанное о методах обращения, принятых в святом трибунале.

XLVI. Оптат, епископ Милевитанский в Африке, живший в эпоху правления

Валентиниана и Валента, в своем трактате против Пармениана, епископа секты

донатистов, признает, что насилие противоречит духу христианской религии,

как и все, что противно свободе. Ибо, как пишет Пармениан, 'нельзя назвать

Церковью ту, которая стоит на крови, питается кровью и жиреет на плоти

человеческой'. Оптат признает правоту этой фразы и только не согласен с тем,

что она может быть применена к католической Церкви. 'Церковь (пишет он)

состоит из очень разных членов, а именно: из епископов, пресвитеров,

диаконов, служителей, общины верующих. Скажите, на какой из этих категорий,

по вашему мнению, лежит ответственность за Церковь? Укажите служителя,

назовите диакона или священника; покажите, что хоть один епископ согласился

с тем, что вы говорите; докажите, что кто-то из нас ставил среди вас

западни. Где вы найдете человека, который бы вас преследовал? Как вы сможете

доказать, что мы преследовали хоть одного из ваших?' {S. Optatis

Milevitanus. lib. 2 contra Parmenianum et donatistas.} Очевидно, что Оптат

открыто соглашается со своим противником, осуждая жажду крови в

церковнослужителях, но делает это для того, чтобы восхвалить свою партию,

отбрасывая факты, которые Пармениан вменяет ему в вину.

XLVII. Св. Иоанн Златоуст в проповеди об анафеме устанавливает тот же

принцип и глубоко осуждает преследователей еретиков, выдающих неверных

судьям, и почти в конце проповеди добавляет: 'Необходимо отбросить и

запретить нечестивые учения, которые пытаются распространять еретики, но

также необходимо прощать людям их ошибки и молить Бога об их спасении'. Мне

кажется невозможным примирить это учение с методами действий инквизиционного

трибунала.

XLVIII. Блаженный Иероним, пресвитер и учитель Церкви, сделав

наблюдение, что во времена императора Константина ариане сильно преследовали

католиков, и многие из последних перешли в ересь, дабы избежать гонений,

признал необходимость душить вредные учения всеми возможными методами, даже

наказывать разносчиков ереси, но не предавая их смерти, а трудясь над их

обращением к вере. В 62-м послании к Теофилию на Иоаннна Иерусалимского

пишет: 'Церковь Иисуса Христа утвердилась его кровью и муками, но никого не

проклиная; возросла в гонениях, мученики составили ее славу'. В толковании

на XIII главу Евангелия от Матфея (где разъясняется притча о плевелах)

блаженный Иероним пишет: 'Тот, кто правит Церковью, должен быть бдителен,

чтобы враг, воспользовавшись нерадением главного пастыря, не посеял плевелы,

то есть ереси. Однако слова: '...чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали

вместе с ними пшеницы', - поучают нас, что прежде чем отлучать нашего брата,

надо открыть ему двери покаяния; ибо тот, кто сегодня соблазнился вредными

принципами, может завтра раскаяться и стать поборником истины' {Idem S.

Hieronimus in Evang. sec. Math. Cap.13.}. В совокупности тексты блаженного

Иеронима подтверждают, что в Церкви должен господствовать дух терпения,

незлобивости, доброты; а жестокость и насилие суть методы недозволенные для

защиты и распространения веры.

XLIX. Блаженный Августин придерживался двух разных мнений в разные

периоды жизни. До сильной смуты, поднятой в Церкви донатистами (о которой

можно прочесть в Истории Церкви), этот святой учитель считал, что еретиков

нужно привлекать на свою строну уговорами, наказывая их только отлучением от

Церкви, и то, если они упорствовали. Впоследствии, увидев, как лоно Церкви

раздирается еретиками, он одобрил указы императора против