Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

которые задумали освободить страну от

владычества испанской короны. Святая инквизиция начала разбирательство по

делу веры, а одновременно с этим вице-король, исполняя свои обязанности,

предъявил ему обвинение как зачинщику мятежа. Было отдано предпочтение

тайным тюрьмам инквизиции, и даже нашлись свидетели событий, в достаточной

мере доказывающих (по мнению мексиканских судей), что он безбожник,

материалист и еретик. Одним из доказательств, мои читатели оценят его по

достоинству, было то, что Морельос имел двоих детей. В конце концов он

произнес отречение и был освобожден от цензур на аутодафе, процедура

которого может сравниться только с процессами эпохи Филиппа П. Но все было

продумано, ибо вице-король уготовил ему смерть через повешение, для чего

сначала на торжественной мессе епископ Антекеры в Америке по церковному

уставу лишил его священнического сана. Месса несколько раз прерывалась, в

первый раз зачитывался процесс веры, произносилось отречение и освобождение

от цензур, в другой раз мессу прервали для снятия духовного сана. В прежние

века эти церемонии еще могли нагнать религиозного страху на простых неученых

католиков, но сейчас они производят совсем противоположное действие, ибо

исторические и философские науки ушли далеко вперед, и мы знаем, где на

самом деле берут начало эти обряды, которые уже не в силах поразить

воображение своей внешней помпезностью.

XXXVIII. Что касается Пиренейского полуострова, не скажу наверняка,

производились ли у нас аутодафе после реставрации каким-либо из

инквизиционных трибуналов. Но отмечу, что если судьи инквизиции желают более

приблизиться к духу Евангелия, они должны воздержаться от их проведения и

учиться умеренности у своего главы, святейшего отца Пия VII {Пий VII (1740 -

1823) - Римский Папа с 1800 года. Короновал Наполеона Бонапарта (1804);

после присоединения Папской области к Франции (1809) был до 1814 года во

французском плену. (Примеч. перев.)}. Газеты писали о предложенных им

изменениях, принесших ему славу, нам же в Испании следует применять их

повсеместно.

XXXIX. Письмо из Рима от 31 марта 1816 года гласит, что Его

Святейшество запретил в инквизиционных трибуналах пытки и приказал уведомить

об этом решении послов Испании и Португалии {Gazette de France, от 14 апреля

1816 г., N 105.}.

XL. Другое письмо, от 17 апреля, было не столь кратким, но тем не менее

заслуживает, чтобы его здесь процитировали: 'Реформа инквизиционных

трибуналов с успехом продолжается и будет распространяться на все страны,

где есть инквизиция. Все ее судопроизводство уподобится судопроизводству

других судов. Будут приниматься только свидетельства, основанные на

конкретных фактах. Никто не будет судим лишь по подозрению в неверном

следовании пунктам вероучения. В качестве свидетелей против обвиняемого не

будут допускаться лица, публично уличенные в бесчестных делах или ранее

судимые светским судом. В качестве свидетелей в пользу обвиняемого будут

приняты любые лица, которые захотят выступить в его защиту, даже если они не

являются чадами римской католической Церкви. Родственники и домашние

подозреваемого не могут свидетельствовать ни за, ни против него. Любое

голословное обвинение будет отвергнуто.

Слушание всех дел будет публичным, как и в других судах'. Одной из

центральных фигур, благодаря которым стало возможным установление этих

принципов, был кардинал Фонтана, оказавший этим огромную услугу как делу

веры, так и человечеству вообще. Ходили слухи, что как только новый кодекс

будет составлен, его разошлют по всем дворам и повсюду введут в обращение.

Собранию, занимающемуся этим делом, папа направил бреве, где писал

следующее: 'Помните же, что единственный способ усилить положение

христианской религии во всех странах - это показать, что она от Бога и, лишь

будучи таковой, дает утешение и одаривает милостями. Божественный учитель

наш Иисус Христос заповедал нам любить друг друга, и эта заповедь должна

стать законом во всем мире' {Gazette de France и Journal du soir от 1 мая

1816г.}.

XLI. Другое письмо, от 9 мая, гласит, что инквизиционный трибунал Рима

отменил приговор трибунала Равенны [216]. Этот приговор был вынесен Соломону

Моисею Вивиани, который, перейдя из иудейской религии в христианство,

впоследствии