Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

арестованы и преданы

суду. Они защищались с такой энергией и успехом, что правительство велело их

освободить, отменило принятые меры и даже даровало свое покровительство

франкмасонству.

XXI. В это же время курфюрст Рейнского Пфальца [177] запретил

франкмасонство в своих владениях. Встреченное им сопротивление заставило

арестовать всех франкмасонов, собравшихся в Мангейме.

XXII. Джованни Гастоне, великий герцог Тосканы [178], последний отпрыск

дома Медичи, в том же году велел опубликовать декрет об упразднении

масонских лож. Этот государь умер вскоре после этого, и масонские собрания

возобновились. На них поступил донос папе Клименту XII. Этот первосвященник

назначил во Флоренции инквизитора, который посадил в тюрьму нескольких

членов общества. Франц Лотарингский [179], ставший великим герцогом,

выпустил их на свободу; он даже объявил себя покровителем ордена и основал

несколько лож во Флоренции и в некоторых других городах своего государства.

XXIII. Кажется, это обстоятельство побудило Климента XII прекратить

преследование масонских обществ, так как было неправдоподобно, чтобы великий

герцог Тосканы, государь католический, притом заботящийся о том, чтобы мир

царил в его государстве, согласился покровительствовать франкмасонам, если

бы они действительно предлагали уставы или предпринимали действия суеверные

либо разрушительные для общественного порядка. Однако мы видели, что 28

апреля 1738 года папа велел опубликовать запретительную буллу против

франкмасонов, и кардинал-наместник даже запретил под страхом смерти

масонские собрания в столице христианского мира.

XXIV. Какой причине, если не действиям инквизиции, следует приписать

подобные меры? Инквизитор прибыл во Флоренцию и, несомненно, нашел здесь

людей, способных дать ложные показания, которые взращиваются и процветают

под сенью тайных процессов. Это случилось с инквизиторами Римской империи,

когда они возбудили преследование христиан. Свидетели этой эпохи заявляли,

что называвшие себя учениками Иисуса вкушали мясо ребенка на своих ночных

сборищах; они клеветали на христиан и рассказывали нелепые вещи, лживость

коих засвидетельствовал еще некогда Плиний [180] в докладе, адресованном

императору Траяну [181]. Запрещения, сделанные постепенно папами и королями,

были естественным результатом отчетов инквизитора Флоренции, которым папа

имел слабость поверить и которые были распространены невежественными

священниками и монахами, полными предрассудков и фанатизма, число которых

всегда было очень велико во всех частях света.

XXV. Может быть, подумают, читая эту часть моей Истории, что я сам

адепт франкмасонства и что я защищаю здесь свое собственное дело. Я заявляю,

что это предположение будет заблуждением. Я не состою членом ни одной ложи;

я даже никогда не имел претензии быть туда допущенным. Не потому, что это

общество казалось мне противным католической религии, которую я исповедую,

или мудрой политике, которую - монархическое правительство должно поставить

себе целью (так как я не думаю, что масонство противоречит той и другой), а

лишь потому, что я не хотел бы принадлежать ни к какому обществу, о котором

я не могу свободно писать или говорить с другими людьми. Это ограничение,

налагаемое на франкмасонов, не нравится мне; однако я никогда не был и

никогда не буду ни врагом, ни чрезмерным критиком установления, основание

которого покоится на принципе филантропии, хотя меня неприятно поражают

некоторые из обычаев и церемоний франкмасонов. Если бы я был членом

общества, я употребил бы все усилия, чтобы устранить поводы для мыслей и

разговоров инквизиторов и других духовных лиц, будто священное и мирское

смешиваются в масонской деятельности, в частности те предметы, которые я

назову и которые упоминаются в печатных трудах.

XXVI. В шестой степени, именно доверенного секретаря, обозначаемого

также именем английского мастера по любознательности, для масонских

аллегорий заимствуется из 9-й главы Третьей Книги Царств история Хирама,

царя Тирского, и употребляется также и слово Ягве [182], неизреченное имя

Божие, для священного пароля франкмасонства. Этот обычай встречается с

легкими изменениями во многих других степенях.

XXVII. В восемнадцатой степени, называемой розенкрейцеры [183] Герадома

из Кильвининга [184],