Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

вера не может

быть внушена насилием. Рассуждением, а не наказанием должно склонять на свою

сторону. Пусть враги ваши применят свои способности. Если правда на их

стороне, пусть покажут ее, мы готовы их выслушать. Но мы не верим тем, кто

молчит, и не отступим перед теми, кто преследует. Они должны следовать за

нами или объяснить нам причины своего несогласия. Мы не завлекаем лживыми

обещаниями, что бы об этом ни говорили наши враги, мы довольствуемся тем,

что поучаем, доказываем и показываем. Так, мы никого не лишаем свободной

воли, ибо тот, кто не имеет веры и любви к Богу, не нужен Ему. Однако никто

из наших не покинул нас, ибо истина всех удерживает в лоне Церкви... Чтобы

показать вам, какова разница между истиной и ложью, достаточно заметить, что

наши враги не способны никого убедить своим красноречием, а тем временем меж

нами этим занимаются люди грубые и необразованные, ведь истинная природа

вещей глаголет сама за себя. Почему же тогда враги наши гонят нас, еще более

впадая в безумие, когда считают, что уже отказались от него? Убийство и

благочестие суть вещи диаметрально противоположные, и истина так же не

совместима с силой, как правосудие с жестокостью... Мы знаем, что в мире нет

ничего более полезного, чем христианская религия, и что необходимо защищать

ее всеми возможными средствами, однако враги наши заблуждаются относительно

способа защиты, который ей подобает. Она должна защищаться, не убивая, но

умирая, не жестокостью, но терпением, не поруганием, но верой. Из этих вещей

одни хороши, а другие дурны, в религии же должно быть доброе, а не дурное.

Если отстаивать ее ценой крови, пыток и казней, она не будет защищена, а,

напротив, осквернена и поругана. Ибо нет дела более добровольного, чем вера:

ее незамедлительно теряет всякий жертвователь, лишенный свободы воли. Отсюда

следует, что разум велит нам отстаивать религию своим терпением и смертью, в

них хранится вера, что благоприятно Богу, на вере же возрастает влияние

религии' {Lactatius. Instit. divinae. Lib. 5, cap. 20.}. Поучение Лактация

не нуждается в комментариях применительно к нашей теме. Яснее нельзя

выразить, что обращения еретиков, произведенные инквизицией, не имеют смысла

и противоречат сути и духу христианской религии.

XLI. Св. Афанасий, епископ и патриарх Александрии, в одном своем

послании {S. Athanasius in epistola ad solitariam vitam a gentes.} выступает

против ариан, преследующих католиков, и упрекает их в неуважении принципов,

на которых покоится христианская религия, а именно: принципов свободы и

убеждения, и, между прочим, пишет следующее: 'Если постыдно, что некоторые

католические епископы, охваченные страхом пред арианами, поменяли свои

убеждения, то как еще более постыдно для этих последних, действовать

методами, подобающими лишь людям, не уверенным в правоте своего дела! Так,

диавол, на стороне которого никогда не было правды, идет в бой, вооружившись

топором и секирой, и взламывает двери души, дабы войти в нее. Спаситель, по

мягкости своей, поступает совершенно иным образом: '...если кто, - говорит

он, - хочет идти за Мною и стать Моим учеником...' и т.д. И учит нас, что,

когда Он ищет кого, не войдет в дом силою, но, подойдя к двери, постучит и

скажет: Сестра моя, супруга моя, открой мне. И если откроют Ему - войдет, а

если не захотят открыть Ему, уходит. Действительно, истина жаждет

провозглашения не мечом и дротиками или каким-то иным оружием, а путем

убеждения и наставления. Но откуда возьмется свобода, необходимая для

уверения, если господствует страх перед императором? И какая польза от

наставлений, если несогласные изгоняются или предаются смерти?'

XLII. 'Не достаточно назвать ариан язычниками, ибо они еще дальше

отстоят от христианства, чем последние. Их обычаи более присущи диким

зверям, нежели людям, в их поведении больше жестокости, чем у палачей. Они

гораздо хуже других еретиков и не заслуживают даже сравнения с язычниками,

которых они оставили далеко позади в этом отношении. Я слышал, что некоторые

Отцы Церкви вспоминали по этому поводу правление Максимилиана, деда

императора Константина, эпоху больших гонений на христиан, когда язычники,

спасая, часто укрывали их, и предпочитали даже заплатить значительный штраф

или пойти в тюрьму, но не выдать, где скрываются доверившиеся им гонимые

христиане. Невзирая