Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

отпраздновав его восшествие на

престол торжественным аутодафе, которое произошло в 1701 году. Но Филипп не

захотел последовать примеру своих четырех предшественников, которые

опозорили себя фанатизмом, и отказался присутствовать при варварской сцене,

которая могла нравиться только людям, вкус которых был испорчен слушанием

проповедей или чтением книг, изданных еще при Филиппе II и совершенно

противоречивших тому, чему верили при Фердинанде V и Карле I и даже в первую

половину царствования Филиппа II.

IV. Однако Филипп V не перестал покровительствовать святому трибуналу и

остался верен правилу, вбитому ему в голову дедом Людовиком XIV. Этот

государь (который в последние двадцать лет своей жизни был одним из самых

фана*-тичных людей среди святош) советовал испанскому монарху защищать

инквизицию как средство для поддержания спокойствия в государстве.

V. Эта система приобрела особую важность в глазах государя вследствие

указа, обнародованного в 1707 году главным инквизитором Видалем Марине. Этот

указ обязывал всех испанцев под страхом смертного греха и отлучения,

разрешаемого только епископом, доносить на тех, кто утверждает, что

позволительно нарушить присягу на верность, данную королю Филиппу V; он

обязывал всех духовников удостоверяться у кающихся при таинстве исповеди,

сообразуются ли они с тем, что им предписано на этот счет, и не разрешать их

от грехов раньше, чем они послушаются или согласятся, чтобы их духовники

сами донесли на преступников, которых узнают. Это предположение не заставило

ожидать последствий. Я прочел в Сарагосе несколько процессов, возбужденных

инквизицией по делу клятвопреступления. Ни один, однако, не сопровождался

окончательным приговором, потому что общее мнение среди арагонцев было

против этой меры и инквизиторы ввиду этого не осмелились дать дальнейший ход

этим делам. Послание инквизиции Мурсии от 27 июля 1709 года гласит, что там

только что привлекли к суду брата Урбана Мальте, францисканского монаха из

монастыря Эль-ды, который наставлял своих исповедников, что присяга на

верность, данная королю Филиппу V, не обязательна и что позволительно

восстать против этого государя.

VI. В царствование Филиппа V почти совсем угас иудейский культ в

Испании, где он весьма распространился (хотя тайно) вторично со времени

присоединения Португалии к этой монархии. Однако вплоть до смерти государя

все трибуналы ежегодно торжественно справляли публичные аутодафе; некоторые

устраивали их дважды в год; в 1722 году в Севилье и в 1723 году в Гранаде

было даже по три аутодафе в один год. Таким образом, не говоря о казнях,

происшедших в Америке, Сицилии и Сардинии, в это царствование насчитывается

782 аутодафе в трибуналах Мадрида, Барселоны, Канарских островов, Кордовы,

Куэнсы, Гранады, Хаэна, Льерены, Логроньо, Майорки, Мурсии, Сант-Яго,

Севильи, Толедо, Валенсии, Вальядолида и Сарагосы.

VII. У меня находятся перед глазами записи о пятидесяти четырех

церемониях, результаты коих таковы: семьдесят девять человек сожженных

живьем, семьдесят три сожженных фигурально и восемьсот двадцать девять

наказанных церковными епитимьями; в общем число жертв равно девятистам

восьмидесяти одному. На этом основании можно установить для каждого года

подсчет в три сожженных жертвы (из коих две живьем и одна фигурально) и в

пятнадцать других, которые подверглись епитимьям в каждом трибунале

испанской инквизиции в царствование Филиппа V.

VIII. Итог жертв для всех трибуналов ежегодно доходил до тридцати

четырех сожженных живьем, семнадцати сожженных фигурально и двухсот

пятидесяти пяти епитимийцев, так что число лиц, караемых инквизицией

ежегодно, доходило до трехсот шести.

IX. Стало быть, в сорок шесть лет царствования Филиппа V было жертв

инквизиции: тысяча пятьсот шестьдесят четыре первого разряда, семьсот

восемьдесят две второго разряда, одиннадцать тысяч семьсот тридцать третьего

разряда, а всего четырнадцать тысяч шестьдесят шесть.

X. Стало довольно обычным мнение, будто инквизиция начала с меньшей

суровостью свирепствовать против еретиков, когда на трон Испании взошли

принцы из дома Бурбо-нов. Я не разделяю этого взгляда, потому что мне

кажется бесспорным, что другие причины содействовали в царствование этой

династии уменьшению числа