Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

возобновленного христианами, защищаемого рыцарями-тамплиерами,

представляют опасность смешения, удобного для толкования, подобного тому,

которое дали свидетели флорентийской информации, бывшей первою из

апостолических осуждений, возобновленных при папе Пие VII в указе,

опубликованном в Риме кардиналом Консальви [190] 13 августа 1814 года.

XXXV. Франкмасоны (которые не могли не знать, что все тайные общества

подозрительны и запрещаются, начиная со времени римлян) должны были бы

понять, что единственным средством сохранения их общества было его упрощение

и освобождение от всего противоречащего уважению, которое должны иметь

христиане к Священному Писанию, чтобы отнять у духовных лиц и у монахов

всякий предлог понимать в дурном смысле и доносить как на опасное на то, что

имело своею целью благо в намерении франкмасонов.

XXXVI. Также неуместно было устанавливать присягу с заклятием в

хранении пресловутого масонского секрета, так как критики не могли открыть

его содержания, помимо того, которое уже более не существует, что можно

видеть из следующего факта. Джованни Марко Ларменио (тайный преемник

великого магистра ордена тамплиеров, по словесному назначению несчастного

Жака де Моле, который просил его принять этот сан) создал, в согласии с

другими рыцарями, избегшими гонения, различные символы (слова или действия)

для взаимного опознавания и для тайного принятия новых членов ордена по

степеням ученичества и первого произнесения обетов. Эти степени были

совершенно не связаны со всеми тайными целями, которые имело в виду общество

(и которые состояли в сохранении ордена, в восстановлении его в прежнем

славном положении и в мести за смерть его великого магистра и рыцарей,

погибших вместе с ним), до той поры, когда уже хорошо узнали качества нового

члена и считали возможным доверить ему, под самой страшной клятвой при

втором произнесении обетов, - великий секрет, столь важную тайну ордена.

XXXVII. Тайные знаки, служившие рыцарям для их распознавания, были

изобретены непосредственным преемником великого магистра Моле. Эта

предосторожность была необходима, чтобы не допустить в число братьев тех

тамплиеров, которые образовали раскол во время гонения, удалились в

Шотландию и отказались признать великим магистром Джованни Марко Ларменио,

заявляя притязание на то, что они сами восстановят орден тамплиеров. Эта

претензия была отвергнута капитулом законных рыцарей; вследствие этой меры

новый тайный глава выпустил грамоту 13 февраля 1324 года, и его преемники

последовали его примеру, доходя до тайного сана великого магистра ордена

тамплиеров во Франции. Каталог великих магистров до 1776 года был напечатан.

В 1705 году Филипп Бурбон, герцог Орлеанский [191], регент королевства, был

облечен этим саном; в 1724 году - Луи-Огюст Бурбон, герцог Мэнский; [192]

его преемником в 1737 году был Луи-Анри Бурбон-Кондэ [193]. В 1745 году этот

сан получил Луи-Франсуа Бурбон-Конти; в 1776 году - Луи-Анри-Тимолеон де

Коссэ-Бриссак [194], а в 1814 году - Бернар Раймон Фабр.

XXXVIII. Тамплиеры, удалившиеся в Шотландию, основали там в 1314 году

особое учреждение под покровительством короля Роберта Брюса. Цель и средства

их были те же самые; они скрывались под аллегорией и наименованием

строителей (архитекторов). Таково было истинное начало той филиации, которая

впоследствии приняла имя франкмасонства. Она не замедлила (как и тайное

общество, которое сохранило имя ордена тамплиеров) забыть самую преступную

часть заклинательной присяги, которую она заставляла давать своих членов,

так как смерть Климента V, Филиппа Красивого, обвинителей и врагов Жака Моле

и других осужденных рыцарей, заставила оставить первоначально составленный

план мести, и целью ее стало восстановление чести ордена Эта новая идея

вскоре испытала участь первой, и не прошло еще века, как ее упустили из виду

по смерти ее провозвестников и их первых учеников. Новые рыцари в цели

ордена видели только аллегории, естественным результатом коих явилось

внушение неумеренного вкуса к использованию текстов Священного Писания. Из

всего этого вытекает, что заклина-тельная присяга в масонских ложах в

настоящее время не имеет ни основания, ни смысла, ни цели.

Глава XLII

ОБ ИСПАНСКОЙ ИНКВИЗИЦИИ В ЦАРСТВОВАНИЕ КАРЛА III