Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

о тебе? Дай

отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять'. Согласно этой

притче, инквизиционный трибунал должен не сажать виновного в тюрьму, но

придерживаться процессуального порядка и выполнить сначала пункт, называемый

предъявление обвинения, на который указывает, на примере этого богатого

человека, само Евангелие.

XVII. Евангелие от Иоанна, глава VII, повествует о женщине, взятой в

прелюбодеянии, которую книжники и фарисей привели к Иисусу и спрашивали Его,

что с ней делать, ибо по закону Моисееву надлежало казнить ее. Но Иисус

принялся писать что-то на земле. И когда ушли ее обвинители, Иисус,

поднявшись, сказал ей: 'Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя.

Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и

впредь не греши'. Из этого повествования можем сделать вывод, что

инквизиторам не следовало бы никогда приговаривать впервые уличенного

еретика к какой-либо казни, ни даже к бесчестию, неизбежному для тех, кто

бывает принародно опозорен инквизицией. Инквизиторы должны были сказать в

первый раз еретику: 'Иди и впредь не греши'.

XVIII. В XX главе Деяний Апостолов читаем, что сказал св. Петр

епископам церквей Эфеса и других городов Азии: 'Итак, внимайте себе и всему

стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа

и Бога, которую он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии

моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; из вас самих восстанут

люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

Посему бодрствуйте'. Этот завет апостола Павла доказывает, что власть,

данная епископам для наблюдения за чистотой вероучения, исходит от Святого

Духа. И ни у кого нет права лишать их духовной власти над еретическими

учениями, тем более ограничивать ее. Все посягательства некоего отдельного

трибунала на власть епископов носят характер, противный учению св. Павла.

XIX. В главе XXI Деяний Апостолов евангелист Лука повествует нам о том,

что по прибытии св. Павла в Иерусалим пришел он к апостолу Иакову младшему,

и тот сказал ему: 'Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они

- ревнители закона; А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих

между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтоб не обрезывали

детей своих и не поступали по обычаям. Итак, что же? Верно, соберется народ;

ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре

человека, имеющие на себе обет; взяв их, очистись с ними и возьми на себя

издержки на жертву за них, чтоб остригли себе голову, - и узнают все, что

слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать

закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положивши, чтобы они ничего

такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от

удавленины и от блуда. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в

следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно

быть принесено за каждого из них приношение'. Вот истинный образец того, как

должны поступить инквизиторы, предложив себя вместо любого католика, на

которого по злому навету иным образом пало подозрение в ереси. Св. Павел был

объявлен вероотступником. Епископ Иерусалима прямо сообщает ему о наговоре,

выслушивает его ответы и говорит, как ему должно поступить, чтобы

опровергнуть эти лживые слухи. Св. Павел повинуется, и дело о

вероотступничестве закрывается. Если бы архиепископ Севильи, Вальдес,

великий инквизитор, во время ведения процесса против своего примаса Каррансы

хотя бы отчасти последовал примеру апостола Иакова по отношении к св. Петру,

то истина явилась бы незамедлительно. Те же методы, которыми пользуются

инквизиторы при ведении дел, противоречат поучениям и примеру апостолов.

XX. В той же главе XXI и в последующих главах святой евангелист Лука

описывает гонения иудеев Азии на св. Петра сначала в Иерусалиме и затем в

Кесарии Палестинской. Он был схвачен в Иерусалиме, и тогда Клавдий Лисий,

римский трибун, желая достоверно узнать, 'в чем обвиняют его иудеи,

освободил его от оков и повелел собраться первосвященникам и всему

синедриону, и, выведши Павла, поставил его перед ними'. Он выслушал

обвинителей и обвиняемого, открыл заговор против жизни его, и под конвоем

послал