Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

ложах не занимаются ни утверждением, ни оспариванием

тайны Святой Троицы, ни одобрением или опровержением религиозной системы

философов-натуралистов. Бог обозначается там под именем Великого Зодчего

вселенной по одной из тех многочисленных аллегорий, которые представляют

масонские названия и которые имеют отношение к архитектуре. Таким образом,

для исполнения данного мною обещания говорить правду я не могу сделать

ничего лучшего, как повторить, что в ложах не поднимают вопроса ни о какой

религиозной системе, благоприятной или противной членам католической веры,

что там рассуждают о предметах, посторонних всем религиям, под аллегориями

архитектурных работ.

В. Верите ли вы, как католик, что смешивать святые и религиозные вещи с

мирскими предметами значит совершать грех суеверия?

О. Я недостаточно осведомлен обо всех частностях, которые запрещены как

противные чистоте христианской религии, но я до сих пор думал, что тот, кто

по пренебрежению или по суетному верованию смешивал бы одно с другим, чтобы

произвести из этой смеси сверхъестественные результаты, стал бы виновным в

грехе суеверия.

В. Правда ли, что на церемониях, сопровождающих прием нового масона,

показывают изображение Господа нашего Иисуса Христа, распятого вместе с

человеческим трупом, мертвой головой и другими оскверняющими предметами в

том же роде?

О. Генеральные статуты франкмасонства не предписывают ничего подобного;

если иногда эти предметы употребляются, то, несомненно, это происходит

вследствие какого-либо частного обычая, принятого при этом случае, или

какого-либо произвольного распоряжения членов корпорации, которым поручено

приготовить все для принятия кандидатов, ибо каждая ложа имеет свои обычаи и

свои особенные церемонии.

В. Вас спрашивают не об этом. Отвечайте, правда ли, что все это

наблюдается в масонских ложах?

О. Да и нет, сообразно распоряжениям, сделанным теми, кому поручены

церемонии посвящения.

В. Дело происходило так, когда вы были приняты?

О. Нет.

В. Какую клятву надо давать, чтобы быть принятым во франкмасонство?

О. Клянутся хранить тайну.

В. Относительно чего?

О. Относительно вещей, обнародование которых могло бы иметь неприятные

последствия.

В. Эта клятва сопровождается заклятиями?

О. Да.

В. В чем они состоят?

О. Соглашаются терпеть все бедствия и все страдания, могущие удручить

тело и душу, если нарушат обещание, данное под присягой.

В. Какое значение может иметь это обещание, раз считают возможным и

приличным давать столь страшное заклятие?

О. Соблюдение добропорядочности в обществе.

В. Что происходит в этих ложах такого, что обнародование этого может

произвести неприятные последствия, если бы оно случилось?

О. Ничего, если смотреть без предвзятости и без предрассудков. Но так

как обыкновенно заблуждаются относительно этого, то следует избегать давать

повод к превратным толкованиям. В это злоупотребление впадет тот, кто будет

рассказывать, что происходит в ложах в дни собраний братьев.

В. Что делают в ложах с распятием, если принятие франкмасона не

рассматривается как религиозный акт?

О. Его предлагают для того, чтобы душа прониклась самым глубоким

уважением в момент, когда ученик (novice) будет произносить клятву.

В. Зачем приносят мертвую голову?

О. Чтобы мысль о смерти внушила больше ужаса клятвопреступнику.

В. С какой целью там показывают человеческий труп?

О. Чтобы представить полнее аллегорию о Хираме, строителе

Иерусалимского храма, убитом, как говорят, предателями, и чтобы внушить

большее отвращение к убийству и к другим порокам, губительным для ближнего,

для которого мы должны быть братьями-благотворителями.

В. Правда ли, что в ложах празднуют день св. Иоанна и что масоны

избрали этого святого своим патроном?

О. Да.

В. Какое поклонение оказывают ему в день его праздника?

О. Никакого, чтобы не смешивать его с чисто мирскими развлечениями.

Торжество ограничивается братской трапезой, после которой читается речь,

чтобы склонить сотрапезников к практике благотворения в отношении к их

ближним, в честь Бога, Великого Зодчего, творца и блюстителя вселенной.

В. Правда ли, что в ложах почитают солнце, луну и звезды?

О. Нет.

В. Правда ли, что там выставляются их изображения или символы?