Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

оказывать

инквизиции всяческое содействие.

XXX. Какой же урок преподнес тогда Иисус Христос? Он показал, что

желание обвинителей было противно духу мира, любви, кротости, доброты,

терпения, незлобивости и увещевания, который он непрестанно старался внушить

апостолам своими поучениями и личным примером; тем более оно противоречило

тому духу, который они получат позднее, когда он уже будет на небе, и

снизойдет на них Дух Святой, сделав их новыми людьми.

XXXI. Мне кажется, не имеет смысла тратить время на конкретные примеры.

Любой непредубежденный читатель поймет, что Иисус Христос открыто осуждал

доносы, обвинения и наказание огнем еретиков и других заблудших овец

мистического стада римской католической Церкви, независимо от наличия у них

своих храмов и своих служителей, преемники они апостола Петра или нет.

XXXII. Если бы во время цитирования в эдикте этого отрывка великий

инквизитор произвел подобные размышления, то, думаю, он воздержался бы от

привлечения такого внимания к текстам, наводящим верующих на мысль

упразднить это ведомство, пророчески осужденное самим основателем нашей

святой апостольской римской католической Церкви, который хотел видеть в ней

не лицемерие, порожденное страхом перед инквизицией, но искреннюю любовь к

Богу как следствие глубокого убеждения.

XXXIII. Однако, как было бы хорошо (раз уж редактору пришел на ум этот

евангельский текст), если бы он внушил тому, кто его должен был подписать,

достойное христианина намерение сказать королю Фердинанду VII следующее:

'Государь, раз уж случай распорядился так, что по Вашем возвращении в

Испании не оказалось иных судей веры, кроме епископов, так воспользуйтесь,

Ваше Величество, этой возможностью, чтобы вернуть им ту судебную власть,

которая была в их руках до XIII века. Иисус Христос им вверил управление

своею Церковью, как сказал апостол Павел: Иисус Христос даровал им от себя в

этом всякую власть, поставив их единственными исполнителями его воли именем

апостола Петра. Это единовластие впоследствии, через тысячу двести лет, было

утеряно, но не потому, что этого пожелал Христос, ни по соглашению

двенадцати апостолов, единственных епископов двух Иерусалимских соборов, ни

по личному желанию апостола Петра, когда он один управлял всей Церковью, но

по воле одного из его преемников, о полномочиях которого (касательно нашего

дела) можно поспорить: кто был этот преемник? Он был не из тех, кто только

судил других людей, отлучая упорствующих еретиков после множества

увещеваний, доводов и доказательств их заблуждений; а также не из тех, кто

(будучи под покровительством христианских императоров и королей) осмеливался

судить епископов способом, неизвестным доселе их предшественникам, и тем

более не из тех, кто (считая себя уж слишком могущественным) дерзал посылать

королям и императорам указы об их свержении с трона. Нет, этот преемник,

свидетель укрепления вековых владений столь беспредельной власти, был одним

из самых сведущих правоведов своего времени, тонкий политик, с которым не

сравнятся многие умы и XIX века, более искусный в интригах, чем сам

основатель инквизиции Кастилии. Это, наконец, был Иннокентий III {Иннокентий

III (Innocentius; 1160 или 1161 - 1216) - Римский Папа с 1198 г. Боролся за

верховенство пап над светской властью; заставил английского короля и

некоторых других монархов признать себя его вассалами. Инициатор 4-го

крестового похода и похода против альбигойцев. (Примеч. перев.)}, который

угадал последнюю возможность подчинить себе напрямую не только императоров,

королей и епископов, но и всех простых католиков, и дело веры стало отныне

зависеть от папского престола: доносы, обличения, наказания не щадили

никого, теперь все становились его рабами, не прекословящими, даже когда он

посягал на права государей. Такое влияние папы могло по меньшей мере

способствовать еще большему обогащению папского двора, потому что все

естественно предпочитали приносить свои деньги тому, кто обладал большим

могуществом, внушал больший страх и, соответственно, мог предоставить

большие милости.

XXXIV. Так не сочтите за труд, Ваше Величество, распорядиться, чтобы

между епископами распространили уведомление, предписывающее ревностно блюсти

чистоту веры. А если же станет известно, что кто-то из верующих епархии впал

в