Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

донос и заслушали

свидетелей против дома Агостино Абад-и-ла-Сьерры, епископа Барбастро. Он был

оговорен как исповедующий янсенизм и одобряющий принципы, послужившие

основанием для гражданской конституции французского духовенства во время

Учредительного собрания [206]. Пока это дело находилось в руках сарагосских

инквизиторов, брат епископа дом Мануэль де Абад-и-ла-Сьерра был назначен

главным инквизитором. Сарагосские судьи не осмелились продолжать следствие и

оставили процесс под сукном. Когда дом Мануэль был отставлен от должности

главного инквизитора, он сам был оговорен как янсенист, лжефилософ и

макиавеллист. Однако против него не было затеяно процесса.

II. Епископ Мурсии и Картахены дом Викторин Лопес Гонсало был также

оговорен в 1800 году перед инквизицией как подозреваемый в янсенизме и

некоторых других ересях за то, что одобрил и разрешил защищать в своей

семинарии тезисы о приложении святого таинства литургии и некоторые другие

аналогичные богословские пункты. Процесс епископа не пошел далее

сокращенного дознания, потому что, узнав об интригах некоторых

схоластических докторов иезуитской партии, он защитил себя перед главным

инквизитором с такой энергией и ученой эрудицией, что остановил движение,

которое совет хотел дать его делу. Торжество епископа было, однако,

непродолжительно, так как члены верховного совета велели продолжать процесс

против тезисов, когда заметили, что они благоприятствуют другим выводам о

чудесах, защищавшимся 1 и 2 июля 1801 года в семинарии, против коих

высказались почти все квалификаторы.

III. Дело янсенизма возбудило необычайное брожение в королевстве.

Иезуиты, вернувшиеся в Испанию в силу разрешения, данного им в 1798 году,

вскоре приобрели для своей партии множество друзей, обзывая янсенистами тех,

кто не принимал их мнений и ультрамонтанских правил. Присутствие их нарушило

спокойствие, в котором находилась страна со времени изгнания иезуитов. Их

поведение было так неполитично, что их принуждены были вторично изгнать из

королевства. За короткое время, которое они провели в Испании между одним

изгнанием и другим, их интриги посеяли раздор на целое столетие и наполнили

святой трибунал доносами. Они были виновниками преследования, направленного

против графини де Монтихо, епископов Саламанки, Куэнсы и Мурсии, каноников

Родригальвареса, Линасеро и других вышеназванных лиц. Епископ Куэнсы дом

Антонио Палафокс в 1801 году нанес удар их интригам. Родригальварес и

Посадас, каноники Св. Исидора в Мадриде, в том же году возмутились

поведением своего собрата дома Бальдассара Кальво, который имел наглость

донести в церкви на мнимое сборище янсенистов и местом их собрания назвать

дом графини де Монтихо, который нельзя было не распознать по обозначенным им

признакам. Действия брата Антонио Герреро, настоятеля монастыря Четок в

Мадриде, были почти так же дерзки. К сожалению, Пий VII, плохо осведомленный

своим нунцием Кассони, послал братьям Кальво и Герреро бреве, в котором

хвалил их усердие к католической религии, радовался их преданности святому

престолу и убеждал быть стойкими в своих усилиях на пользу доброго дела.

Гордые этим свидетельством, которое ложные донесения вырвали у верховного

первосвященника, они увеличили свою активность до такой степени, что трудно

сказать, насколько бы разгорелся зажженный ими пожар, если бы Князь мира не

принял мер, помешавших продолжению беспорядка.

IV. Обвинение в янсенизме братьев дома Антонио и дома Херонимо де ла

Куэста, которых приговорили к заключению в тюрьму и о которых я писал в

главе XXV, повлекло за собой предание суду инквизиции дома Рафаэля де

Мускиса, архиепископа Сант-Яго, духовника королевы Луизы, жены Карла IV.

V. Когда этот прелат был епископом Авилы, он показал себя отъявленным

врагом обоих Куэста и стал преследовать этих двух безукоризненных людей при

содействии дома Висенте де Сото Вальнарселя, каноника и инспектора школ

Авилы, бывшего потом епископом Вальядолида {По ошибке в главе XXV я назвал

его домом Антонио Валькарселем и каноником-преподавателем. По ошибке я тоже

сказал, что дом Антонио де ла Куэсты был членом коллегии в Саламанке; он был

членом коллегии в Вальядолиде.}. Энергичная защита дома Херонимо де ла

Куэсты вынудила Мускиса отвечать на обвинения в клевете. Он