Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

главе II, изъясняется следующим образом:

'Свобода следовать избранному вероисповеданию - это привилегия, основанная

на естественном праве и на людском законе, ибо нет нужды кого-то заставлять

верить: необходимо, чтобы вера была добровольной, а не навязанной силой.

Жертвоприношение, по своей природе, дело добровольное. Если вы нас

заставляете приносить жертвы, вы тем самым не угождаете вашим богам: ведь

они не смогут принять принужденную жертву, если только ранее она не была

оспорена, но это не пристало божеству'. По этому учению, инквизиторы

нарушают естественное право и людской закон, наказывая тех, кто следует

доктринам Лютера, Кальвина, закону Моисееву, учению Магомета и других,

полагающих, что истина на их стороне. И пусть они продолжают заблуждаться,

они-то считают, что не обманываются. Их вера основывается на свободомыслии,

опираясь на естественное право и людские законы.

XXXVI. Св. Киприан, епископ Карфагена, примас африканской Церкви, пишет

в 51-м послании к священнику отцу Максиму, говоря об отошедших от

католической веры: 'Пусть даже и есть плевела в нашей Церкви, это не должно

помешать нашей вере и любви сохранить ее единство. Об одном мы должны

радеть: стать пшеницей, дабы попасть в житницу Господа во время жатвы.

Апостол пишет к нам в своем послании: в богатом доме есть посуда не только

из золота и серебра, но также из дерева и глины; той подобает честь, а эта

заслуживает бесчестия; мы же должны делать все, чтобы стать сосудами из

золота или, по меньшей мере, из серебра, однако только Господь имеет власть

разбивать глиняные сосуды, ибо в его руках железная палица. Раб не может

быть выше своего господина; ни у кого нет власти, которую отец дал только

сыну: держать посох, очищать воздух и отделять плевелы от пшеницы, судя

человеков' {S. Cipr. ер. 55 ad Maximum presbiterum.}. Это поучение св.

Киприана на евангельскую притчу о плевелах избавляет нас от всех сомнений,

которые могли бы возникнуть на эту тему. Как говорит этот святой епископ,

людям не дана власть казнить еретиков по той же причине, что не было

позволено им выбирать плевелы от пшеницы в притче, и мы видели, как Господь

поручает ангелам отложить это разделение до жатвы, то есть до Божьего суда.

XXXVII. Тот же св. Киприан в 55-м послании св. Корнелию пишет: 'Не

должно удивляться, если один совершенный слуга покинут некоторыми другими

слугами, ибо Господь был также покинут своими учениками, несмотря на великие

чудеса и деяния, через которые им была явлена сила Бога Отца. Однако

необходимо отметить, что Господь не корил их за это и не угрожал им, но

повернулся к апостолам и сказал: Хотите идти за мной? Так он не нарушил

закон, дающий человеку свободу следовать по пути жизни или смерти... Что же

касается нас, мой возлюбленный брат, единственное, что в нашей власти, - это

всеми силами стараться не допустить, чтобы кто-то погиб по нашей вине. Ибо

если кто погибнет по доброй воле, из-за своих преступлений, не желая

возвратиться в лоно Церкви и покаяться, то мы не ответственны за его

погибель в день Страшного суда, ибо мы сделали все, что могли для его

спасения; наказаны же будут те, кто не послушал наших наставлений'. Так,

согласно св. Киприану, должно всячески увещевать еретика, не желающего

вернуться в лоно Церкви, и только в крайнем случае отлучать его; миссия

Церкви на этом заканчивается, ибо он свободен следовать по пути жизни или

смерти; а что касается епископа, он сделал достаточно, если дал виновному

добрые наставления, которые предписывает христианское милосердие.

XXXVIII. В послании 62 к Помпонию, говоря об отлучении согрешивших, он

пишет следующее: 'Бог когда-то установил смертную казнь для тех, кто не

повиновался священникам и судьям, и они гибли от реального меча, когда еще

существовало телесное наказание. Но теперь появилось церковное наказание для

тех верных рабов Господа, кто страдает от гордыни и упрямства, и они гибнут

от меча духовного, ибо отвергаются Церковью'.

XXXIX. Св. Киприан рассуждает здесь так же, как и в предыдущем тексте.

Ничего о телесной смерти: Церковь не желает, чтобы даже косвенно готовилась

передача еретика в руки светского судьи.

XL. Лактации в своем трактате Божественные установления, книга V, глава

XX, пишет: 'Не следует применять ни силу, ни поношения, ибо