Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

его в Кесарию, где жил Феликс, правитель Иудеи и преемник Пилата,

который сказал Петру: 'Я выслушаю тебя, когда явятся твои обвинители'. И

повелел ему быть под стражею в Иродовой претории. Через пять дней пришел

первосвященник Анания со старейшинами и с некоторым ритором Тертуллом,

которые жаловались правителю на Павла. Когда же он был призван, то Тертулл

начал обвинять его в том, что он сделался представителем Назорейской ереси,

то есть вероотступником и предводителем еретиков. Павел ответил ему на это.

Феликс отсрочил дело до прибытия тысяченачальника. Позднее на место Феликса

поступил Порций Фест. Фест, прибыв в область, через три дня отправился из

Кесарии в Иерусалим, тогда первосвященник и знатнейшие из Иудеев явились к

нему с жалобою на Павла и убеждали его, прося, чтобы он сделал милость и

вызвал его в Иерусалим; но Фест отвечал, что Павел содержится в Кесарии под

стражею и что он сам скоро отправится туда. 'Итак, - сказал он, - которые из

вас могут, пусть пойдут со мною, и если есть что-нибудь за этим человеком,

пусть обвиняют его'. Пробыв же у них не больше восьми или десяти дней,

возвратился в Кесарию и на другой день, сев на судейское место, повелел

привести Павла. Когда он явился, стали кругом пришедшие из Иерусалима иудеи,

возводя на Павла многие и тяжкие обвинения, к которым у них не было

доказательств. Павел же, кроме прочего, сказал: 'Обвинители мои были

некоторые ассийские иудеи, которым надлежало бы предстать пред тобой и

обвинить меня, если что имеют против меня; или пусть сии самые скажут, какую

нашли они во мне неправду, когда я стоял перед синедреоном'. Правитель

хорошо знал, что Павел невиновен, но, желая доставить удовольствие Иудеям,

отсрочил дело и распорядился послать Павла в Рим, чтобы кесарь сам сделал с

ним, что сочтет нужным. Царь Ирод Агриппа через несколько дней навестил

Феста, который, обсуждая с ним дело, рассказал, как Павел отвечал Иудеям,

что: 'у римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть,

прежде, нежели будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться

против обвинения'. Эта история развивает мысль о том, что сокрытие истинных

заявлений доносчиков, свидетелей и их имен и, тем более, подлоги, изъятие и

исправления подлинных документов противоречат закону, принятому и

соблюдаемому среди иудеев, христиан и идолопоклонников, а также учению,

которое проповедует апостол Павел; он сам требовал исполнения этого закона

на себе, желая, чтобы иудеи ассийские предстали перед правителем, ибо они

были его первыми обвинителями. Так же очевидно, что свидетели должны

говорить в присутствии обвиняемого, ибо апостол Павел просит выступающих

перед судьей объявить, что дурного они нашли в его поведении. Заслуживает

внимания тот факт, что дело против Павла было начато по обвинению в ереси,

вероотступничестве, догматических заблуждениях. Итак, из всего этого

становится ясно, что методы судопроизводства инквизиторов не согласуются с

учением и примером апостолов.

XXI. Св. Павел в Послании к Римлянам, глава XII, пишет: 'Итак, умоляю

вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую,

святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего'. Из этого текста

можно заключить, что губительное усердие святого трибунала противно вере и

неразумно. Да и как оно может быть таковым, если только страхом им удается

обратить в веру? Люди, которых склоняют на свою сторону таким образом,

становятся лицемерами, не более того.

XXII. Св. Павел в том же Послании к Римлянам, глава XVI, пишет: 'Умоляю

вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки

учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них'. Вот что советует св.

Павел по отношению к еретикам: он предписывает остерегаться их и быть

осторожными, избегая общения с ними, но не доносить на них в уголовный суд

и, тем более, не сажать еретиков в тюрьмы и наказывать, предавая их семьи

бесчестию и поруганию. Хотя именно этого косвенно требует инквизиционный

трибунал в своем эдикте о доносах, и именно такое отношение он предписывает

к лицам оговоренным.

XXIII. Св. Павел в Первом Послании к Коринфянам, глава V, говорит: 'Я

писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с

блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями,

ибо