Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

вернулся к исповеданию закона Моисеева. Святейший папа Пий VII,

одобряя отмену приговора, сказал так: 'Закон Божий не одной природы с

законами человеческими, ибо он есть закон кротости и увещевания.

Преследования, гонения и тюрьмы суть методы лжепророков и лжеучителей.

Посочувствуем же человеку, не видящему света истины, и тому, кто и не

силиться увидеть его; но ведь и сама причина слепоты может послужить

великому замыслу божественного Провидения'. Впоследствии, возглавляя одно из

заседаний святого трибунала, он приказал, чтобы дело по обвинению в ереси

начиналось не иначе как с обязательной явки в суд самого доносчика, который

должен выступить перед судьями в присутствии обвиняемого. Он также выразил

желание, чтобы подобные процессы велись и завершались без кровопролития. По

этим распоряжениям легко догадаться, какое негодование вызывала инквизиция,

несмотря на то, что в Риме она проявляла наибольшую терпимость {Gazette de

France, от 22 мая 1816 г., N 41.}.

XLII. Последнее суждение общеизвестно. В моем труде вы найдете тому

наглядные подтверждения на примере многих испанцев, которые, пытаясь уйти от

преследования на родине, находили убежище в Риме, или же в свидетельствах

узников инквизиционных тюрем, побывавших там в течение последних трех веков.

Все это заставило меня отметить ту редкостную непоследовательность, с

которой все папы, столь милостивые у себя в государстве, одобряли жесткие

меры испанской инквизиции, особенно в XVI веке, по отношению к лютеранам и

кальвинистам (а они были не закоренелыми грешниками), и неудивительно, что

эта дикая жестокость породила в них вечную ненависть к Риму и инквизиции.

Возможно, чиновники римской курии установили принципы умеренности и

терпимости, дабы весть об этом распространилась и умножила их богатства,

которые они тратили в соответствии с их количеством и попечение о которых

нераздельно владело их мыслями и определяло их поведение.

XLIII. Еще одно письмо из Рима, от 11 января 1817 года, гласит:

'Появились слухи, что в инквизиции в этом году будет проведена реформа.

Кажется, свои обязанности она теперь будет исполнять подобно светским судам.

Правительство сочло опасным поддерживать эту бесполезную корпорацию, всегда

находящуюся в оппозиции к прогрессу и человеческому разуму. Можно считать,

что инквизиция более не существует' {Gazette de France, от 3 января 1817 г.,

э 31.}. А немногим ранее в другом письме из Рима, от 19 марта 1816 года,

сообщалось, что посол Португалии передал государственному

секретарю-кардиналу Его Святейшества дипломатическую ноту с просьбой осудить

книгу инквизитора Луиса де Парамо и формально упразднить инквизицию как

орган юстиции, с восстановлением полновластия епископов в вопросах веры, как

это и было в прежние времена {Gazette de France, от 3 апреля 1816 г., э

94.}.

XLIV. В конце концов, справедливые и полезные методы, предложенные

папой, должны были служить законом и путеводной звездой для судей

восстановленной инквизиции; и если бы они согласились на публичное ведение

процессов, если бы отказались от тайных тюрем и отпускали бы на свободу под

поручительство или залог после объявления статьи обвинения в короткой

формулировке испанского закона, я сам не побоялся бы предстать перед таким

судом; вот все, кажется, что я могу сказать по данному вопросу.

Глава XLV

ПИСАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОДТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ДУХ И МЕТОДЫ ДЕЙСТВИЙ ИНКВИЗИЦИИ

ПРОТИВОРЕЧАТ ДУХУ ЕВАНГЕЛИЯ И ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ

I. Я доказал путем простого изложением исторических фактов и неизбежно

проистекающих из них размышлений, что учреждение трибунала святой

инквизиции, методы воздействия и наказания, которые он обычно применял к

еретикам и к лицам, подозреваемым в ереси, противоречат духу кротости,

терпимости и доброты, которые божественный основатель христианства хотел

сообщить своей Церкви. Одной этой причины должно было хватить для отмены

трибунала, даже если бы он не посягал на суверенитет королей и на управление

правосудием, вверенное другим судам.

II. Но все-таки есть лица, которые не согласны со мной, то ли потому,

что способ ведения дел инквизицией им мало известен, то ли потому, что их

радение о католической вере не совпадает с истинным учением апостола Павла,

а порождается ненавистью, которую они испытывают