Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

святоши, она рассказывала, будто

Иисус Христос открыл ей, что он освятил ее тело, изменив ее плоть и кровь в

субстанцию своего тела, чтобы ближе соединиться в любви с нею. Бред этой

женщины возбудил горячие богословские споры между священниками и монахами.

Одни утверждали, что это невозможно согласно обычному образу действий

Божиих, так как надо было бы предполагать в святоше более превосходные

качества, чем в Деве Марии, и это изменение доказывало бы, что хлеб и вино

не единственное вещество таинства евхаристии. Другие силились доказать, что

это возможно, если вспомнить безграничность могущества Божиего. Однако они

не дерзали верить в это великое чудо, так как доказательства не

удовлетворяли их вполне. Некоторые верили всему, полагаясь на святость этой

женщины, и удивлялись, что находились не верящие этому. Они утверждали, что

не знали ничего более устойчивого, чем добродетель этой избранницы, которая

не могла иметь, по их мнению, никакого интереса в обмане. Наконец, были

свидетели жизни этой женщины, сообщники ее мошенничества с самого начала или

одураченные из-за доверчивости и легковерия, которые продолжали верить, по

крайней мере внешне, в ее сверхъестественное состояние, так как они слишком

далеко зашли, чтобы отступать не краснея. Они дошли до безумного обожания

этой женщины и до поклонения ей как божеству. Они в торжественной процессии

водили ее по улицам и в церковь с зажженными свечами; они кадили ее ладаном,

как освященную гостию на престоле. Наконец, простирались перед нею ниц и

проделывали множество других не менее кощунственных вещей. Этого было вполне

достаточно, чтобы инквизиция взяла на себя последнюю сцену этой скандальной

драмы. Она велела заключить в секретную тюрьму эту мнимую святую и некоторых

людей, отмеченных в качестве ее сообщников. Святоша окончила там свою жизнь.

Одна из статей приговора повелевала отвезти ее статую на аутодафе на

санях и затем сжечь. Приходский священник Вильяра и два монаха, виновные в

сообщничестве, должны были следовать босиком за статуей, одетые в короткие

туники, с дроковой веревкой на шее. Они должны быть лишены сана и сосланы

навсегда на Филиппинские острова. Приходский священник из Касасимарро был

отрешен от должности на шесть лет. Два человека из народа, обожествлявшие

эту женщину, получили каждый по двести ударов кнутом и были заключены

навсегда в одну из каторжных тюрем (presidio). Ее прислуга была послана в

дом одиночного заключения (recogida) на десять лет. Я не знаю более

справедливого приговора инквизиции, чем этот.

II. Эта история не послужила уроком для мадридской святоши Клары. Ее

бред не заходил так далеко, как у предыдущей, но ее чудеса и святость

наделали больше шуму. Она уверяла, что паралична и ей нельзя сходить с

постели. Когда об этом узнали, ее начали посещать в ее комнате. Самые

знатные дамы Мадрида отправлялись к ней и считали себя счастливыми, когда их

допускали видеть ее, слышать, говорить с нею. Ее просили обратиться к Богу,

чтобы исцелиться от болезни, избавиться от бесплодия в браке, вразумить

судей - накануне важного решения, получить помощь в других жизненных

бедствиях. Клара в высокопарном стиле отвечала на все как вдохновленная,

прорицающая будущее. Она объявила, что по особенному призванию Святого Духа

предназначена быть монахиней-капуцинкой, но испытывает чрезвычайную скорбь

оттого, что не имеет ни силы, ни здоровья, необходимых для жизни в общине и

в монастыре. Она так хорошо убедила слушавших ее простофиль, что папа Пий

VII особым бреве разрешил ей произнести обеты монахинь-капуцинок перед домом

Атанасио де Пуйялем, епископом-коадъютором Толедской епархии в Мадриде (в

настоящее время он епископ Калаоры), и даровал ей освобождение от

монастырской жизни и упражнений общины. С этого времени в свете только и

говорили о чудесах и героической добродетели сестры Клары. Епископ,

принявший ее обеты, получил от папы и от архиепископа Толедского разрешение

устроить престол в комнате этой мнимой больной напротив ее ложа. Здесь

ежедневно служили несколько обеден, и даже Святые Дары были выставлены в

дарохранительнице. Клара приобщалась ежедневно и уверяла своих посетителей,

что питалась только евхаристическим хлебом причастия. Обман продолжался

несколько лет. Но в 1802 году она была заключена в тюрьму мадридской

инквизицией.