Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и

соучастник во славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у

нас, надзирая за ним непринужденно, охотно и богоугодно, не для гнусной

корысти, но из усердия. И не господствуя над наследием Божиим, но подавая

пример стаду'. Вот в каком духе епископы (и инквизиторы, до тех пор пока они

будут) должны использовать данную им власть по отношению к людям,

подозреваемым в догматических ошибках, если хотят делать свое дело не по

принуждению, а из искренней любви к Богу, не из постыдной жажды богатства

(конфискации), а из бескорыстного милосердия, не господствуя, но подавая

пример стаду. В этом случае они отдадут предпочтение тайному увещеванию в

первый, во второй и в третий раз, а не тюрьмам и не поношению. И тогда среди

просвещенных католиков не будет противников инквизиции.

XXVIII. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем втором соборном

послании пишет следующее: 'Всякий, преступающий учение Христово и не

прибывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и

Отца, и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не

принимайте в дом и не приветствуйте его; Ибо приветствующий его участвует в

злых делах его'. Это наставление Иоанна Богослова согласуется с поучениями

других апостолов: избегать общения с еретиками, не предпринимая ничего

другого.

XXIX. Св. апостол Иуда в своем соборном послании (где он говорит, что

были нечестивые грешники, произносящие хулу на Бога, и ропотники,

поступающие по своим нечестивым похотям), пишет: 'А вы, возлюбленные,

назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в

любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной

жизни. И одни пусть вам будут как уже приговоренные грешники; спасайте их,

исторгая из огня; и будьте милостивы к другим, страшась и гнушаясь одежды,

которая осквернена и всегда принадлежит плоти' {Перевод дословный по цитате

автора; синодальный перевод: 'И к одним будете милостивы, с рассмотрением; а

других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь

даже одеждою, которая осквернена плотию '. (Примеч. перев.)}. Св. Иуда

соглашается с остальными апостолами, призывая быть милосердными даже с теми,

кто уже кажется приговорен, но по сравнению с другими апостолами, в качестве

наказания, он просто советует всем добрым христианам удалиться от общения с

ними.

XXX. Св. Игнатий, епископ и патриарх Антиохии, ученик апостолов, в

своем Послании к Ефесянам проповедует то же учение: 'Есть, - пишет он, -

люди лживые, которые недостойно украшаются именем христианина и совершают

богомерзкие дела; вы должны бежать от них как от разъяренных животных.

Лицемерные и фальшивые, они, как бешеные псы, кусают, когда этого меньше

всего ожидаешь; будьте с этим осторожны, ибо их укусы трудноизлечимы, а

доверить лечение должно одному лишь врачу, Господу нашему Иисусу Христу...

Мне стало известно, что этому врачеванию подверглись некоторые сторонники

вредного учения, которому вы не позволили распространиться и закрыли уши,

боясь, что осквернится ваш слух; мне стало известно, что вера - ваш

проводник, а любовь - путь, который ведет вас к Богу... Молитесь также о

тех, кто все еще не может освободиться от гнета идолопоклонства, но нужно

надеяться, что постепенно они сбросят его и всем сердцем прилепятся к Богу.

Скорбите о том, что они живут среди вас, и старайтесь поучать их хотя бы

делами вашими'. Из этого отрывка видно, что ученики апостолов говорят, как и

их учителя. Обратите внимание, какую терпимость предписывает св. Игнатий по

отношению к идолопоклонникам, хотя он был их пленником и едва не принял

мученическую смерть от их рук.

XXXI. Тот же святой, в своем послании к христианам Трал-леса, пишет:

'Заклинаю вас, не ради меня, но ради любви Иисуса Христа, вкушайте лишь

христианскую пищу и отвергайте плоды, отравленные ересью. Те, кто ею

заражен, ухищряются прикрывать именем Христа свои заблуждения, легко входят

в доверие и бывают в почете среди народа. Они обманывают подобно тем, кто

дает отраву под видом сладкого и приятного напитка, заставляя с упоением

выпить то, что должно принести смерть. Остерегайтесь этих опасных учителей и

знайте, что единственное средство избежать их уловок - никогда