Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

а о

доносах. Основой проповеди он избрал положенное на этот день место из

Евангелия, которое повествует об изгнании Иисусом немого демона и о

негодовании фарисеев, утверждавших, что он делает это именем и силою

Вельзевула, князя бесовского. Вся его речь была рядом аллегорий,

составленных в похвалу святого трибунала и соединенных с возмутительной

непристойностью и с нелепым искажением слов Евангелия.

II. Пусть судят об этом по следующим выдержкам. Вступление гласит так:

'В первый день марта Моисей открыл скинию, Аарон облачился в

первосвященнические одежды, и старейшины колен обещали повиноваться его

законам, потому что в первый день марта надлежало открыть церковь Св.

Франциска Ассизского в Сарагосе для обнародования апостолических декретов,

повелевающих доносить на еретиков инквизиторам, наместникам верховного

первосвященника; первые жители города должны были дать здесь обещания верно

исполнять эти приказы. Аарон был инквизитором закона, и ныне его

представляют инквизиторы Арагона. Иисус Христос был обвинен в суеверии - это

преступление инквизиторов. Итак, я сведу свою речь к двум пунктам: первый -

обязанность доносить; второй - святость службы судьи-инквизитора...

III. Первый пункт. Религия есть войско; каждый солдат должен извещать

своего начальника, если он знает, где находятся враги; если он этого не

делает, он заслуживает наказания как изменник. Христианин - воин; если он не

доносит на еретиков, он изменяет; по справедливости он будет наказан

инквизиторами. Св. Стефан просил Бога, когда его били камнями, не вменять

его гонителям их греха. Но эти люди совершили два греха: они согрешили

против него, избивая его камнями, и против инквизиции, противясь Духу

Святому. Он просит милости у Бога к своим врагам за преступление его

умерщвления, и он может это делать. Но он не старается получить для них

прощения за другой грех, потому что он видит инквизицию и грех уже объявлен

самому Богу. Иаков покидает дом своего тестя Лавана с Рахилью, не прощаясь с

ним. Почему он не оказывает уважения, приличествующего зятю? Потому что

Лаван - идолопоклонник. Когда идет речь о вере, надо предпочесть религию

человеческим соображениям; следовательно, сын должен донести инквизиции на

отца, если тот оказался еретиком. Моисей стал инквизитором против своего

деда по усыновлению фараона, утопив его в море, потому что он был

идолопоклонником, и против своего собственного брата Аарона, упрекая его за

согласие на литье золотого тельца; итак, когда существует проступок против

инквизиции, не следует принимать во внимание родство. Иисус Навин стал

инквизитором против Ахана, повелев его сжечь за то, что он похитил часть

добычи из Иерихона, которая должна была быть сожжена; итак, справедливо, что

еретики умирают в огне. Ахан был начальником колена Иудина; тем не менее на

него был сделан донос; итак, на всякого еретика следует доносить, хотя бы

это был принц королевской крови...

IV. Второй пункт. Петр был инквизитором против Симона-волхва; [157]

итак, уполномоченные и заместители наместника Петра должны карать волхвов.

Давид стал инквизитором против Голиафа и против Саула; он был суровым

инквизитором по отношению к первому, потому что Голиаф своевольно издевался

над религией; он был снисходителен ко второму, потому что Саул действовал не

вполне свободно, так как был одержим злым духом; инквизитор Давид смягчил

суровость своего правосудия, услаждая приятными звуками арфы слух Саула;

итак, камень и арфа означают меч и оливу службы инквизитора. Книга

Апокалипсиса запечатана семью печатями, потому что она изображает

судопроизводство инквизиции, которое ведется так тайно, что кажется

запечатанным семью тысячами печатей, только лев может их открыть, и он

становится затем агнцем. Можно ли видеть более поразительный образ

инквизитора? Для открытия преступлений - это лев поражающий; по открытии их

- это агнец, который обходился со всеми преступниками, занесенными в книгу,

с добротою, кротостью и состраданием. Старцы предстоят со склянками, а не с

бутылками, и эти склянки имеют узкое горлышко; итак, инквизиторы и служители

должны говорить немного. Эти запахи приятны: св. Иоанн говорит, что они

изображают молитвы святых; это не кто другой, как инквизиторы,