Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

на опасность для собственной жизни, они делали для

христиан все, что сделали бы и себе. Ныне же вызывающие восхищение авторы

новой ереси (известные лишь своим искусством готовить западни) ведут себя

совсем иначе. Палачи по доброй воле, они смотрят как на врага не только на

католика, скрывающегося от них, но и на того, кто дает ему убежище. Таковы

они: жестокие по природе, человекоубийцы, преемники иудина бесчестия... Эта

новая и ненавистная ересь, до сих пор еще не павшая под давлением разума и

стыдящаяся узреть истину, будет и дальше обращать в свою веру силой, сажать

в тюрьмы и наказывать тех, кого не может увлечь идеями, подтверждая этим,

что ей чужды преданность и любовь к Богу. Ведь сам строй религии

предполагает убеждение, а не понуждение (как уже было сказано ранее), ибо

каждому была дана свобода самим Господом нашим, который, никого не понуждая,

часто говорил всем так: Если кто хочет идти за Мной, и т.д. И своим

ученикам: Хотите и вы тоже идти за Мной? Что могла сделать подобная ересь,

как не явно противное вере, суть которой - любовь к Богу? Ересь эта, изменив

Богу, приписывает свои жестокости Константину, называя его Антихристом' {S.

Athanasius in epistola ad solitariam vitam a gentes.}. Хваля поведение

язычников, которые не только не выдавали христиан, несмотря на императорские

эдикты, но и скрывали их у себя от преследований, св. Афанасий тем самым

порицает учение инквизиции, обязывающее доносить, а также обычай наказывать

людей, укрывающих преследуемых. Он также осуждает применение силы и

запугивание, как непрямые методы воздействия на еретиков, враждебные духу

христианской религии, которыми надеются добиться их обращения в веру.

XLIII. В своей первой книге св. Иларий, епископ Пуатье, так пишет к

императору Константину, последователю арианской ереси, с целью убедить его

прекратить гонения на христиан: 'Бог явил себя более в учении, нежели в

силе. И своими заповедями, явленными в небесных откровениях, Он показал

нежелание того, чтобы какой-либо закон принуждал к исповеданию Его как Бога.

Если бы закон силы был принят как способный порождать истинную веру, этому

скоро воспротивилось бы учение епископов о том, что Бог есть господин над

всякой вещью и потому не нуждается в поклонении, совершаемом против воли. От

нас Он ожидает исповедания не по принуждению; должно стремиться не обмануть

Его, но ублажить посредством добрых дел. Богу следует поклоняться не потому,

что Он в этом нуждается, но потому, что это полезно нам самим. Так, я могу

считать христианином только того, кто называется так по собственной воле,

слушать учение лишь того, кто молит быть услышанным и исправленным, осенять

крестным знамением того, кто исповедует веру. Мы должны искать Бога в

простоте нашего сердца, познать, исповедуя Его, любить из одного только

чувства любви, славить со страхом и быть Ему верными, ибо таково наше прямое

желание' {S. Hilarius. lib. I; ad Const antinum.}. Св. Иларий соглашается с

другими Отцами Церкви и осуждает методы принуждения, когда речь идет об

обращении отошедшего от истинной веры.

XLIV. Св. Амвросий, епископ Миланский, пишет в своем толковании на

Евангелие от Луки, книга VII, глава 10, следующее: 'Св. Матфей учит нас, что

Спаситель наказал апостолам ходить без посоха, когда они пойдут

проповедовать Евангелие. А что понимается под этим инструментом, если не

символ высшей духовной власти и орудие наказания, причиняющее боль? Так,

апостолы смиренно исполняли заповедь своего Учителя, который показал образец

смирения, сам отдав себя на суд. Посылая их проповедовать, Он наказал им

учить без насилия и провозглашать учение о смирении, не используя своей

власти... Более того, когда апостолы просили дождя огненного на самарян,

которые не хотели принять в своем городе Господа Иисуса, Он осудил их: Не

знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души

человеческие, а спасать' {S. Ambrosius, commet. in Lucam. lib. 7. Cap. 10.}.

XLV. Св. Григорий, епископ Назианзенский, заметив, что некоторые люди

медленно, мало-помалу переходили от идолопоклонства к ветхозаветной вере

Святого Писания, а затем к христианству, дает этому обоснование: 'Почему

так? Бог попустил это, дабы показать нам, что мы не силой, а убеждением

обращаемся в веру, поскольку то, что делается не по доброй воле,