Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

потому что духовниками Филиппа V

и Фердинанда VI были иезуиты и доверие к ним было очень велико у этих двух

монархов. Немногие испанцы осмелились бы принять учение, противное учению

господствующей партии, потому что пришлось бы отказаться от всякой

общественной должности и от церковных санов. Это сделало доносы на

молинистов крайне редкими, тогда как их противников было легко преследовать.

Однако малое число последних и их безупречное поведение устранили

преследование. Естественно, что иезуиты заставили осудить все книги, учение

коих было противно учению Молины. Отсюда те скандальные происшествия,

которые возникли в 1748 году и в следующих годах между доминиканцами и

верховным советом. Речь шла: 1) о включении, которое иезуиты Карраско и

Касани сделали украдкой и собственной властью, нескольких католических

трудов (как отмеченных янсенизмом) в Индекс, опубликованный главным

инквизитором Прадо в 1747 году; они притом злоупотребляли поручением,

которое было им дано, а именно - редактировать каталог книг, запрещенных

предыдущими указами; 2) о запрещении трудов кардинала Нориса, на которое

августинские монахи жаловались папе Бенедикту XIV (последствия этого

выступления см. в главе XIII); 3) о такой же мере, употребленной против

сочинений достопочтенного Палафокса, которую инквизиторы принуждены были

отменить, когда папа объявил, что они - католические и не должны служить

препятствием к канонизации их автора.

Статья вторая

О ФРАНКМАСОНСТВЕ

I. Франкмасонство явилось объектом совершенно новым для инквизиции.

Папа Климент XII [162] издал в 4-е календы мая, то есть 28 апреля 1738 года,

буллу В высоком, в которой он отлучал франкмасонов. Вследствие этой меры

Филипп V велел обнародовать в 1740 году королевский указ против

франкмасонов, довольно большое число которых было арестовано и приговорено к

галерам. Инквизиторы воспользовались этим примером для такого же сурового

обращения с членами ложи, открытой в Мадриде. Несомненно, это страшная кара

- служить в оковах на галерах, исправлять там службу гребцов безо всякого

вознаграждения, употреблять самую плохую пищу, часто получать палочные удары

и другие столь же суровые наказания. Однако это положение менее страшно, чем

смертная казнь, которая была декретирована указом 1739 года кардиналом,

наместником Рима от имени первосвященника Бога мира и милосердия. Бенедикт

XIV возобновил буллу Климента XII в 5-е число июньских календ (18 мая) 1751

года, дополнив ее другою, которая начиналась словами: Заботы римских

первосвященников. Брат Хосе Торрувиа, занимавшийся разбором книг для святого

трибунала, донес о существовании франкмасонов. Король Фердинанд VI велел

обнародовать против них новый указ 2 июля того же года. В нем было сказано,

что все, кто не сообразуется с его распоряжениями, будут наказаны как

важнейшие государственные преступники. Брат этого государя Карл III

Испанский, тогда король Неаполя, в тот же день запретил масонские собрания,

называя их опасными и подозрительными. Я дам сведения об одном процессе

этого рода, разбиравшемся в Мадриде в 1757 году.

II. Господин Турнон, француз, родившийся в Париже, поселился в Мадриде.

Он был приглашен в Испанию правительством и награжден пенсией. Ему было

поручено организовать фабрику медных пряжек и научить их производству

испанских рабочих. В 1757 году на него поступил в святой трибунал донос как

на подозреваемого в ереси от одного из его учеников, который в этом случае

только повиновался обязательству, наложенному на него его духовником во

время пасхального причащения.

III. Донос, сделанный 30 апреля, гласил: 1) г. Турнон призывал своих

учеников вступать в общество франкмасонов, обещая, что парижский Великий

Восток пришлет ему полномочие для принятия их в число братьев ордена, если

они пожелают подчиниться испытаниям, которые он на них наложит, чтобы

удостовериться в мужестве и спокойствии их души; дипломы об их приеме будут

высланы из Парижа; 2) некоторые из этих молодых рабочих изъявили свое

согласие вступить в число франкмасонов, но только после того, как г. Турнон

ознакомит их с целью этой организации; для удовлетворения их желания г.

Турнон беседовал с ними о многих сверхъестественных явлениях и показал им

рисунок, изображавший архитектурные