Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

иначе надлежало бы вам выйти из мира сего; но я писал вам не сообщаться

с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или

идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и

не есть вместе'. Это поучение вторит тому, что апостол Павел проповедовал

римлянам. Идолопоклонство относится к преступлениям против веры и Церкви, и

тем не менее апостол не исключает его из общего правила. Он довольствуется

предписанием не есть вместе с идолопоклонниками и избегать их общества.

XXIV.Тот же апостол в Послании к Галатам, глава II, пишет: 'Когда же

Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он

подвергался нареканию. Ибо до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с

язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь

обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был

увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по

истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем,

живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить

по-иудейски? Мы по природе иудеи, а не из язычников грешники; однако же,

узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса

Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа,

а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же,

ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, - то неужели

Христос есть служитель греха? Никак! Ибо, если я снова созидаю, что

разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы

жить для Бога. Я сораспялся Христу'. Это повествование подтверждает, что

установление инквизиционного трибунала враждебно духу христианской религии,

и методы его действий по отношению как к истинным католикам, так и к

подозреваемым в ереси с полным правом вызывают порицание. Апостол Петр не

поступал по истине Евангельской потому, что, отделяясь от обращенных в

христианство необрезанных язычников, давал понять, что грешно было общаться

с ними и смотреть как на братьев на тех, кто не подчинялся закону Моисееву.

Св. Павел понял, что такое отношение могло лишь уменьшить количество

христиан, ибо язычники отказались бы принять христианство, если одновременно

им пришлось бы подчиниться закону Моисееву. Тогда он взял на себя публичное

объяснение, дабы доходчиво, простым языком и вескими, неоспоримыми доводами

прояснить суть этого вопроса. Вот что должен был делать епископ, узнав, что

кто-то подозревается в ереси и, проповедуя ее открыто, находит новых

приверженцев. Примечательно, что все это относилось к св. Павлу. Можно

надеяться, что если бы его преемники всегда об этом помнили, они не

претендовали бы на собственную непогрешимость, особенно при создании

инквизиционного трибунала или установлении правил, которым нужно было

следовать в обращении с теми, кто не прямо поступал по истине Евангельской.

XXV. Св. Павел во Втором Послании к Фессалоникийцам, глава III, пишет:

'Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на

замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за

врага, а вразумляйте, как брата'. Апостол проповедует учение, которое было

уже отчасти растолковано: ни в коем случае не хочет он, чтобы методы

выходили за рамки дозволенного.

XXVI. Toт же апостол в послании к Титу, глава III, пишет: 'Еретика,

после первого и второго вразумления, отвращайся'. Вот то, что дух

христианской религии позволяет церковным судьям. Тюрьмы, пытки, релаксация в

виде передачи еретика в руки светского суда, где ему вынесут смертный

приговор, - все это превышает меры, дозволенные Евангелием и учением

апостолов. Ни папа, ни епископы, ни инквизиторы не имеют права отменить то,

что Христос и апостолы постановили по этому вопросу. Если в века,

предшествующие изобретению книгопечатания, безграмотность и невежество могли

благоприятствовать и тем самым служить извинением для распространения других

вероучений, то на сегодня они лишены почвы и поддержки, ибо все христиане

знают закон, права и обязанности. Пришло время вернуться к истине,

воплощенной в учении первых веков Церкви.

XXVII. Св. Петр в своем первом апостольском послании, глава V, пишет:

'Пастырей