Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

принимать все со столь

личной точки зрения, будто весь мир специально устроен для того, чтобы

доставлять ему удовольствие или, наоборот, неудобства и неприятности.

'Все это и многое другое представляет собой одну из форм

отождествления. Такое суждение целиком основано на 'требованиях'. Человек

внутренне 'требует', чтобы все видели, какая он замечательная личность,

чтобы все постоянно выражали свое уважение, почтение и восхищение им, его

умом, красотой, сообразительностью, остроумием, присутствием духа,

оригинальностью и тому подобное. Эти требования, в свою очередь,

основываются на совершенно фантастическом представлении о себе, как это

нередко бывает у людей с весьма скромной наружностью. Например, писатели,

актеры, музыканты, художники и политические деятели - почти все без

исключения больные Л1рди. От чего же они страдают? Прежде всего от

необыкновенно высокого мнения о себе, затем от своих претензий, от

мнительности, т.е. от того, что они заранее готовы чувствовать себя

оскорбленными недостатком понимания и недооценкой.

'Есть еще одна форма мнительности, которая лишает человека значительной

энергии и которая проявляется в том, что человек полагает, что он

недостаточно внимателен к кому-то другому, что это другое лицо оскорблено

его недостаточным вниманием. И сам он начинает думать, что не заботится как

следует о другом человеке, не обращает на него должного внимания, не

уступает ему. Все это самая обычная слабость. Люди боятся друг друга; но это

может завести чересчур далеко. Я встречал много подобных случаев. В конце

концов человек может утратить равновесие, если оно вообще у него имелось, и

начать совершать самые бессмысленные действия. Он сердится на себя,

чувствует себя глупцом, но не может остановиться, хотя в этих случаях все

дело как раз в том, чтобы 'не обращать внимания'.

'То же самое, только, возможно, еще хуже, происходит тогда, когда

человек считает, что он 'обязан' сделать нечто, тогда как фактически делать

ему этого не нужно. 'Должен' и 'не должен' - довольно трудный предмет:

нелегко понять, когда человек действительно 'должен', а когда 'не должен'. К

этому можно подойти только с точки зрения 'цели'. Когда у человека есть

цель, он 'должен' делать только то, что ведет к цели, и 'не должен' делать

ничего, что препятствует движению к ней.

'Как я уже сказал, люди часто думают, что если они станут бороться с

мнительностью в себе, это сделает их 'неискренними', и это их страшит, ибо

они полагают, что в этом случае что-то потеряют, утратят часть самих себя. В

данном случае происходит то же, что в случае борьбы с внешним выражением

неприятных эмоций. Единственная разница в том, что в данном случае человек

борется с внутренним выражением, возможно, тех же самых эмоций, которые

ранее проявлялись вовне.

'Боязнь утратить искренность - это, конечно, самообман, одна из тех

формул лжи, на которых основаны человеческие слабости. Человек не может не

отождествлять себя, не может не быть мнительным: он не в состоянии не

выражать своих неприятных эмоций просто потому, что он слаб. Отождествление,

мнительность, выражение неприятных эмоций - все это признаки его слабости,

бессилия, неумения контролировать себя. Но, не желая признаться себе в своей

слабости, он называет ее 'искренностью' или 'честностью' и убеждает себя,

что не желает бороться со своей искренностью, тогда как в действительности

он не способен бороться со своими слабостями.

'На самом же деле искренность и честность - нечто совершенно иное. То,

что человек в этом случае называет искренностью, является всего-навсего

нежеланием держать себя в руках. И глубоко внутри человек сознает это; но

продолжает лгать себе, утверждая, что не хочет утратить искренность.'

'До сих пор я говорил о мнительности. Можно привести еще много других

ее примеров, но вы должны сделать это сами, обнаружив эти примеры в своих

наблюдениях за собой и за другими.

'Противоположностью мнительности и частичным средством борьбы с нею

является внимательность, умение считаться с людьми. Умение считаться с

людьми связано с совершенно иным отношением к людям, нежели мнительность.

Это приспособляемость к людям, к их пониманию, к их требованиям. Считаясь с

людьми, человек облегчает