Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

следующие: всем членам группы

объясняют, что они должны хранить в тайне все, что услышат или узнают в

группе, и не только на время, пока они являются членами группы, но и

навсегда в будущем.

'Это обязательное условие, идея которого для них должна быть ясна с

самого начала. Иначе говоря, им должно стать ясно, что здесь нет попыток

создать тайну из того, что в сущности не является тайной, равно как и нет

сознательного намерения лишать их права обмениваться взглядами с близкими

или друзьями.

'Это ограничение связано с тем, что они не способны правильно

передавать то, что говорится в группе. Очень скоро они по собственному опыту

узнают, как много усилий и времени, как много объяснений необходимо для

того, чтобы усвоить то, что говорится в группе; им станет очевидным, что они

не в состоянии передать своим друзьям правильной идеи того, что узнали сами.

Вместе с тем, они начинают понимать, что, передавая друзьям ложные идеи, они

отрезают тех от возможности подойти когда-нибудь к работе или понять что-то,

связанное с работой, не говоря уже о том, что таким путем они создают в

будущем многие неприятности и затруднения и для себя лично. Если же,

несмотря на все это, человек пытается передать своим друзьям то, что слышит

в группе, он вскоре убеждается, что попытки в этом направлении приводят к

совершенно неожиданным и нежелательным результатам. Люди или начинают, не

желая слушать его, спорить с ним, настаивают, чтобы он выслушал их теории:

или же неверно истолковывают все то. что он им говорит, приписывают всему,

что слышат от него. совершенно иной смысл. Видя все это и понимая

бесполезность своих попыток, человек начинает понимать один из аспектов

указанного ограничения.

'Другая, не менее важная его сторона заключается в том, что человеку

очень трудно хранить молчание об интересующих его вещах. Ему хотелось бы

говорить о них каждому, с кем он, так сказать, привык делиться мыслями. Это

- самое механическое из всех желаний, и в этом случае молчание представляет

собой самое трудное правило воздержания. Но если человек понимает это или,

по крайней мере, следует этому правилу, оно станет для него лучшим

упражнением для вспоминания себя и развития воли. Только такой человек,

который, когда это необходимо, может хранить молчание, способен стать

господином самого себя.

'Но многим людям нелегко приучить себя к мысли, что одна из главных

черт их характера состоит в ненужной болтливости; это особенно трудно для

тех, кто привык считать себя серьезными и разумными личностями, молчаливыми,

любящими уединение, размышление. По данной причине это требование особенно

важно. Помня и выполняя его, человек начинает видеть такие стороны самого

себя, которых никогда раньше не замечал.

'Следующее требование к членам группы заключается в том. что они должны

говорить учителю в группе всю правду.

'Это также необходимо понять ясно и правильно. Люди не понимают, какое

огромное место в их жизни занимает ложь. хотя бы в виде сокрытия правды.

Люди не в состоянии быть искренними ни с собой, ни с другими. Они даже не

понимают, что научиться быть искренними, когда это необходимо, - одна из

самых трудных вещей на земле. Они воображают, что от них самих зависит

говорить или не говорить правду, быть или не быть искренними. Поэтому им

необходимо этому научиться и прежде всего научиться правильному отношению к

учителю, который руководит работой. Говоря учителю обдуманную ложь или

проявляя неискренность с ним, скрывая от него нечто, они делают свое

присутствие в группе совершенно бесполезным; это даже хуже грубости или

невежливости с учителем.

'Следующее требование к членам группы заключается в том, что они должны

помнить, зачем они пришли в группу. Они пришли сюда учиться и работать над

собой, причем учиться и работать не так, как они сами понимают это, а так,

как им говорят. Поэтому, если, находясь в группе, они начинают чувствовать

или выражать недоверие к учителю, критиковать его действия, если они

полагают, что лучше знают, как именно руководить группой, в особенности же

если они демонстрируют недостаток внимания к учителю, неуважение к нему,

грубость, нетерпение, склонность к спорам, - это сразу же кладет конец

всякой работе, потому что работа может вестись лишь до тех пор, пока