Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

к пониманию необходимости изменить

себя. Наблюдая себя, человек замечает, что самонаблюдение само по себе

производит некоторые изменения в его внутренних процессах. Он начинает

понимать, что самонаблюдение - это орудие изменения себя, средство

пробуждения. Наблюдая себя, он как бы бросает луч света на свои внутренние

процессы, которые до сих пор совершались в полной темноте, и под влиянием

этого света процессы начинают меняться. Существует множество химических

процессов, которые протекают лишь при отсутствии света. Точно так же

протекают в темноте многие психические процессы. Даже слабого луча сознания

достаточно, чтобы полностью изменить характер какого-то процесса, а многие

из них прервать. Наши внутренние психические процессы, наша духовная алхимия

имеет много общего с химическими процессами, характер которых может

измениться под воздействием света, - и эти психические процессы подвержены

аналогичным законам.'

'Когда человек приходит к пониманию необходимости не только

самоизучения и самонаблюдения, но и работы над собой, нацеленной на

изменение себя, характер его самонаблюдения также должен измениться. До сих

пор он наблюдал детали работы центров, стараясь лишь регистрировать то или

другое явление, быть беспристрастным свидетелем. Он изучал работу машины.

Теперь он должен увидеть себя, иначе говоря, увидеть не отдельные детали, не

работу колесиков и рычагов, а все вместе как целое. - увидеть всего себя

таким, каким его видят другие люди.

'Для этого человеку надо научиться делать, так сказать, умственные

'моментальные фотографии' самого себя в разные мгновения своей жизни, в

разных эмоциональных состояниях, причем это должны быть фотографии не

деталей, а целого, каким он его видит. Иными словами, они должны содержать

сразу все, что человек в данный момент может увидеть в себе: эмоции,

настроение, мысли, ощущения, позу, движения, интонации голоса, выражение

лица и тому подобное. Если ему удастся улавливать интересные моменты для

таких 'фотографий', довольно скоро он соберет целый альбом своих портретов;

собранные вместе, они ясно покажут ему, что он собой представляет. Но

нелегко научиться такому фотографированию в самые интересные моменты,

улавливать характерные позы, выражения лица, эмоции и мысли. Если фотографии

удаются и их набралось достаточное количество, человек обнаружит, что его

обычное представление о себе, с которым он жил из года в год, очень далеко

от реальности.

'Вместо человека, каким он представлял себя, он увидит совершенно

другого. И этот 'другой' - он сам, и в то же время не он. Это он, каким его

знают другие люди, каким он воображает себя и каким является в своих

действиях, словах и так далее; но не совсем такой, каков он есть на самом

деле. Ибо человек понимает, что в этом другом человеке, которого знают все и

знает он сам, много нереального, надуманного, искусственного. Вы должны

научиться отделять реальное от придуманного. Чтобы начать самонаблюдение и

самоизучение, необходимо разделить себя. Человек должен понять, что в

действительности он состоит из двух людей.

'Один человек - это тот, кого он называет 'я', а другие называют

'Успенским', 'Захаровым' или 'Петровым'. Другой человек - это подлинный

'он', действительное 'я', которое появляется в его жизни на очень короткое

время, на мгновения, и может стать устойчивым и постоянным только после

долгого периода работы.

'Пока человек принимает себя за одну личность, он не сдвинется с места.

Его работа над собой начнется с момента, когда он ощутит в себе двух

человек. Один из них пассивен, и самое большее из того, что он может делать,

- это регистрировать или наблюдать происходящее с ним. Другой, который

активен и говорит о себе в первом лице, - это в действительности, только

'Успенский', 'Петров' или 'Захаров'.

'Вот первое, что необходимо глубоко понять человеку. Начав правильно

думать, он вскоре увидит, что пребывает во власти своего 'Успенского',

'Петрова' или 'Захарова'. Неважно, что он планирует, что намерен сделать или

сказать, не 'он', не его 'я' будет выполнять это, делать или говорить, а его

'Успенский', 'Петров' или 'Захаров'; и уж конечно, они сделают или скажут

это не так, как сделало или сказало бы 'я', а по-своему, со своими

собственными