Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

то увидите, что там

часто говорится о возможности родиться; несколько раз упоминаются

возможность 'умереть' и много раз - необходимость 'пробуждения':

'Бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа' и так далее. Но эти три

возможности человека - пробудиться, т.е. не спать умереть и родиться - не

поставлены в связь одна с другой. Тем не менее, все дело именно в этом. Если

человек, умирает не пробудившись, он не способен родиться. Если человек

рождается не умерши, он может стать 'бессмертной вещью'. Таким образом, тот

факт, что он 'не умер', не позволяет человеку 'родиться'; а тот факт, что он

еще не пробудился, препятствует его 'смерти'; и если ему придется 'родиться'

не умерши, это воспрепятствует его бытию.

'Мы уже достаточно говорили о смысле выражения 'родиться'. Это

относится к началу нового роста сущности, к началу формирования

индивидуальности, к началу появления неделимого Я.

'Но чтобы достичь этого состояния или, по крайней мере, начать его

достижение, человек должен умереть, т.е. освободиться от тысячи мелких

привязанностей и отождествлений, которые удерживают его в том положении, в

котором он находится. Он привязан ко всему в своей жизни - к своему

воображению, к глупости, даже к страданиям; возможно, именно к ним он

привязан больше, чем к чему-либо. Он должен освободиться от этих

привязанностей. Привязанность к вещам, отождествление с вещами сохраняет

живыми тысячи бесполезных 'я' внутри человека. Эти 'я' должны умереть, чтобы

родилось большое Я. Но как заставить их умереть? Они не желают умирать. И

как раз здесь на помощь приходит возможность пробуждения. Пробудиться -

значит осознать свое ничтожество, т.е. осознать свою полную и абсолютную

механичность. полную и абсолютную беспомощность. Недостаточно понять это

философски, на словах, Необходимо понять все на ясных, простых и конкретных

фактах из собственной жизни. Когда человек начнет узнавать себя, он увидит в

себе много такого, что приведет его в ужас. Пока человек не пришел от себя в

ужас, он ничего о себе не знает. Но вот человек увидел в себе нечто,

вызвавшее в нем ужас. Он решает отбросить это качество, прекратить его,

положить ему конец. Однако сколько бы усилий он ни предпринимал, он

чувствует, что не в состоянии ничего сделать, и все остается таким, каким

было. Здесь он увидит свое бессилие, свою беспомощность, свое ничтожество.

Или же, начиная узнавать себя, человек видит, что у него нет ничего

собственного, и все, что он считал своим - взгляды, мысли, убеждения, вкусы,

привычки, даже заблуждения и пороки, - все это не принадлежит ему, а

сформировалось благодаря подражанию или было заимствовало откуда-то в

готовом виде. Поняв это, человек осознает свое ничтожество. Осознав свое

ничтожество, человек увидит себя таким, каков он есть на самом деле, и

должен запомнить этот факт и не забывать его ни на одну секунду, ни на одно

мгновение.

'Такое постоянное осознание своего ничтожества и своей беспомощности в

конце концов придает человеку смелость 'умереть', т.е. умереть не просто

мысленно, в своем сознании, а на самом деле, отказаться по-настоящему и

навсегда от тех аспектов самого себя, которые или не являются необходимыми с

точки зрения собственного роста, или препятствуют ему. Этими аспектами

оказываются прежде всего все его ложные 'я', а затем все его фантастические

идеи о своей 'индивидуальности', о 'воле', 'сознании', 'способности делать',

о своих 'силах', 'инициативе', 'решимости' и т.п. 'Но чтобы видеть какую-то

вещь всегда, человек должен сначала увидеть ее хотя бы на секунду. Все новые

силы и способности понимания приходят в одном и том же порядке. Сначала они

возникают в виде вспышек в короткие и редкие мгновения; затем появляются

чаще и продолжаются дольше, пока наконец, после длительной работы, не станут

постоянными. То же самое относится и к пробуждению. Сразу пробудиться

полностью невозможно. Надо сначала пробуждаться на короткие мгновения. Но,

сделав некоторое усилие, преодолев некоторое препятствие, приняв решение,

после которого нет возврата, необходимо умереть раз и навсегда. Это было бы

трудно, даже невозможно, если бы такому событию не предшествовало медленное

и постепенное пробуждение.

'Однако существуют тысячи вещей, которые препятствуют пробуждению

человека,