Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

эзотерической мыслью.

'Но объективное знание, включая идею единства, принадлежит объективному

сознанию. Формы, выражающие это знание, будучи восприняты сознанием

субъективным, неизбежно искажаются и вместо истины создают все большие и

большие заблуждения. Объективное сознание способно видеть и чувствовать

всеобщее единство. Но для субъективного сознания мир расколот на миллионы

отдельных, не связанных между собой явлений. Попытки связать эти явления в

какого-то рода философскую и научную систему ни к чему не приводят, потому

что люди не в состоянии воссоздать, идею целого, отправляясь от отдельных

фактов, и не способны постичь принцип разделения целого, не зная законов, на

которых основано такое разделение.

'Тем не менее, идея всеобщего единства существует и в интеллектуальном

мышлении; но такую идею в ее отношении к многообразию невозможно ясно

выразить в словах или логических формах: всегда остается непреодолимая

трудность языка. Язык, построенный посредством выражения впечатлений

множественности в субъективных состояниях сознания, никогда не сможет с

достаточной точностью, полнотой и ясностью передать идею единства, которая

для объективного сознания является простой и очевидной.

'Понимая несовершенство и слабость обычного языка, люди, обладавшие

объективным знанием, пытались выразить идею единства в 'мифах' и 'символах',

в особых 'словесных формулах', которые, передаваясь без изменений,

передавали идею из одной школы и из одной эпохи в другую.

'Уже было сказано, что в высших состояниях человеческого сознания

работают высшие психические центры - 'высший мыслительный' и 'высший

эмоциональный'. Цель 'мифов' и 'символов' заключалась в том, чтобы,

воздействуя на высшие центры человека, передать ему недоступные интеллекту

идеи - причем в таких формах, которые исключили бы возможность неправильных

толкований. 'Мифы' предназначались для высшего эмоционального центра,

'символы' для высшего мыслительного. В силу этого обстоятельства все попытки

понять или объяснить 'мифы' и 'символы' умом, с помощью формул и выражений,

которые суммируют их содержание, заранее обречены на неудачу. Всегда можно

понять что-либо, однако только при посредстве соответствующего центра. Но

подготовку к принятию идей, принадлежащих объективному знанию, следует

производить в сфере обычного ума - лишь надлежащим образом подготовленный ум

может передать эти идеи высшим центрам, не вводя в них чуждые элементы.

'Символы, употреблявшиеся для передачи идей объективного знания,

включали диаграммы основных законов вселенной; они не только передавали

знание, но и указывали пути к нему. Изучение символов, их построения и

значения составляло важную часть подготовки к обретению объективного знания

и само по себе являлось проверкой, ибо буквальное и формальное понимание

символов делало невозможным дальнейшее получение знаний.

'Символы делились на основные и подчиненные; первые выражали собой

принципы отдельных областей знания; вторые - природу сущности явлений в их

отношении к единству.

'Среди формул, сводящих воедино содержание многих символов, одна имела

особое значение, а именно: формула 'Как вверху, так и внизу', взятая из

'Изумрудной скрижали' Гермеса Трисмегиста. Эта формула утверждает, что все

законы космоса можно обнаружить в атоме или в любом другом явлении,

существующем как нечто целое, согласно известным законам. Тот же смысл

заключен в аналогии между микрокосмом, или человеком, и макрокосмом,

вселенной. Основные законы триад и октав проникают собою все, и их следует

изучать одновременно в мире и в человеке. Но по отношению к самому себе

человек является более близким объектом изучения и познания, нежели мир

явлений за его пределами. Поэтому, стремясь к познанию вселенной, человек

должен начать с изучения самого себя, с понимания основных законов в самом

себе.

'С этой точки зрения- другая формула - 'Познай самого себя!' - полна

особенно глубокого смысла и является одним из символов, ведущих к познанию

истины. Изучение мира и человека помогают друг другу. Изучая мир и его

законы, человек изучает себя, а изучая себя, изучает мир. В этом смысле,

каждый символ учит нас чему-то о самих себе.

'К пониманию символов можно подойти следующим образом.