Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

быстрее, чем она

в него поступает, тогда, конечно, придет момент, когда и большой аккумулятор

лишится всей своей энергии, а организм умрет. Но это происходит очень редко.

Обычно задолго до этого организм автоматически прекращает работу. Чтобы

вызвать смерть организма от истощения всей энергии, необходимы особые

условия. А в обычных условиях человек заснет, или упадет в обморок, или у

него разовьются какие-нибудь внутренние осложнения, которые прервут работу

организма задолго до появления подлинной опасности.

'Поэтому нет нужды опасаться усилий; вероятность смерти от них ничтожно

мала. Гораздо легче умереть от бездействия, от лени, страха, от боязни

совершить усилие.

'Наша цель, наоборот, состоит в том, чтобы научиться подключать нужный

центр к большому аккумулятору. Пока мы не умеем этого делать, вся наша

работа будет напрасной. потому что мы заснем до того, как наши усилия смогут

принести какие-либо результаты.

'Небольшие аккумуляторы достаточны для обыденной, повседневной работы.

Но для работы над собой, для внутреннего роста, для усилий, которые

требуются от человека, вступившего на путь, энергии этих небольших

аккумуляторов недостаточно.

'Мы должны научиться брать энергию из большого аккумулятора.

'Однако такое возможно лишь при помощи эмоционального центра. Важно

понять, что связь с большим аккумулятором можно установить только через

эмоциональный центр. Инстинктивный, двигательный и интеллектуальный центры

сами по себе могут питаться только от малых аккумуляторов. 'Как раз этого

люди не понимают. Поэтому они должны нацелиться на развитие деятельности

эмоционального центра. Эмоциональный центр - аппарат гораздо более тонкий,

чем интеллектуальный центр, особенно если мы примем в расчет тот факт, что

весь интеллектуальный центр представляет собой единственную часть, которая

работает в формирующем аппарате, и для интеллектуального центра многие вещи

совершенно недоступны. Если кто-то желает узнать и понять больше того, что

он в действительности знает и понимает, он должен помнить, что новое знание

и понимание придет через эмоциональный, а не через интеллектуальный центр.'

В дополнение к тому, что он сказал об аккумуляторах, Гурджиев сделал

несколько очень интересных замечаний о зевоте и смехе.

- Существуют две непостижимые функции нашего организма, которые

невозможно объяснить с научной точки зрения, сказал он, - хотя наука,

естественно, не считает их необъяснимыми. Эти функции - зевота и смех. Ни

ту, ни другую нельзя правильно понять и объяснить, не зная ничего об

аккумуляторах и их роли в организме человека.

'Известно, что мы зеваем тогда, когда устали. Это особенно заметно,

например, в горах, когда не привыкший к ним человек во время восхождения

почти непрерывно зевает. Зевота - это накачивание энергии в небольшие

аккумуляторы. Когда они слишком быстро опустошаются, и один из них не

успевает наполниться за время работы другого, зевота становится почти

безостановочной. Известны болезненные состояния, при которых человек хочет

зевнуть и не может; в этом случае у него останавливается сердце.

Своеобразные условия возникают тогда, когда что-то испортилось в самом

'насосе', и это заставляет его напрасно работать: человек все время зевает,

но не накачивает энергию в аккумуляторы.

'Изучение и наблюдение зевоты с этой точки зрения может открыть много

нового и интересного.

'Смех также непосредственно связан с аккумуляторами. Но смех - это

функция, противоположная зевоте. Это не накачивание энергии, а ее

выкачивание, как бы разрядка аккумуляторов от накопившейся в них избыточной

энергии. Смех существует не во всех центрах, а только в тех, которые делятся

на две части: положительную и отрицательную. Если я еще не говорил об этом

подробно, то сделаю это, когда мы приступим к более детальному изучению

центров. В настоящее время мы рассмотрим только интеллектуальный центр.

Возможны такие впечатления, которые попадают в этом центре сразу на две его

половины, вызывая одновременно резкое 'да' и резкое 'нет'. Такие

одновременные 'да' и 'нет' производят в центре особого рода судорогу; и вот,

не будучи в состоянии гармонизировать и переваривать два противоположных

впечатления от одного факта, центр начинает выбрасывать