Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

ничего.

2. Он может верить другому человеку, который в свою очередь может

ошибаться.

3. Он может быть сознательным обманщиком.

'Так что если человек, который ищет путь, верит такому учителю, тот

может увести его совершенно не туда, куда обещал; он может очень далеко

отклонить его от правильного пути и привести к результатам, которые окажутся

прямо противоположны результатам правильного пути.

'К счастью, это случается очень редко; иначе говоря, ложные пути весьма

многочисленны, но в большинстве случаев никуда не ведут. И человек просто

кружится на месте, воображая, что куда-то движется.'

- Как же распознать ложный путь? - спросил кто-то.

- Как его распознать? - ответил Гурджиев. - Распознать ложный путь, не

зная правильного, невозможно. А это значит, что не стоит беспокоиться по

поводу того, как распознать ложный путь. Нужно думать о том, как найти

правильный путь; именно об этом мы все время и говорим. В двух словах

объяснить это невозможно. Но из того, что я сказал, можно сделать много

полезных выводов, если вспомнить все, что было сказано, и все, что вытекает

из сказанного. Например, увидеть, что учитель всегда соответствует уровню

ученика: чем выше ученик, тем выше оказывается учитель. А ученик не слишком

высокого уровня не может рассчитывать на учителя очень высокого уровня;

таков закон. В действительности, ученик не знает уровня своего учителя, ибо

никто не в состоянии видеть выше своего уровня. Но обычно люди не только не

знают этого, но, наоборот, чем ниже стоят сами, тем более высокого учителя

требуют. Правильное понимание этого пункта уже само по себе оказывается

весьма значительным пониманием. Но это случается очень редко. Обыкновенно

сам человек не стоит медного гроша, - но иметь учителем желает не иначе, как

Иисуса Христа; на меньшее он не согласен. И ему не приходит в голову, что

если бы он встретил такого учителя, как Иисус Христос, описанный в

Евангелиях, он не последовал бы за ним, ибо для того, чтобы стать учеником

Иисуса Христа, необходимо находиться на уровне апостола. Здесь выполняется

определенный закон: чем выше учитель, тем труднее это для ученика. И если

расхождение в уровнях учителя и ученика превосходит определенную границу,

трудности на пути ученика становятся непреодолимыми. Именно в связи с этим

законом проявляется одно из фундаментальных правил четвертого пути: на

четвертом пути нет одного учителя. Кто выше. тот и учитель. И как учитель

необходим для ученика, так и ученик необходим для учителя. Ученик не может

идти вперед без учителя, а учитель не может идти вперед без ученика или

учеников. Это не общие соображения, а непременное и вполне конкретное

правило, на котором основан закон восхождения человека. Как было сказано

выше, никто не в состоянии подняться на более высокую ступень, пока не

поставит на свое место другого человека. То, что человек получил, он должен

немедленно отдать; лишь тогда он сможет получить больше. Иначе у него будет

отнято даже то, что уже было дано.'

На одной из следующих встреч Гурджиев заставил меня повторить то, что

он сказал о пути и магнетическом центре, и я выразил его идею в особой

диаграмме.

См. 10-01.gif

На этой диаграмме V означает жизнь;

Н - человеческий индивид;

А - влияния, созданные внутри самой жизни, влияния первого рода;

В - влияния, созданные вне жизни, но брошенные в ее круговорот, влияния

второго рода;

Н1 - человек, связанный посредством передачи с эзотерическим центром

или претендующий на это;

Е - эзотерический центр, стоящий вне пределов общих законов жизни;

М - магнетический центр внутри человека;

С - влияние человека Н1 на человека Н; в случае действительной

непосредственной или через посредников связи с эзотерическим центром это

влияние третьего рода; влияние это сознательно, и под его воздействием в

пункте М, т.е. в магнетическом центре, человек становится свободным от

закона случая;

Н2 - человек, обманывающий себя или других и не имеющий прямой или

через посредника связи с эзотерическим центром.

На одной из следующих встреч, после довольно долгого разговора о знании

и бытии, Гурджиев сказал:

- Строго говоря, вы пока не вправе говорить о знании, так как не

знаете, с чего оно начинается. Знание