Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

работе человека, особенно если раньше он уже совершал какие-то

усилия.

'Здесь существует правило, которое вы должны запомнить: любое усилие,

совершаемое человеком, увеличивает предъявляемые к нему требования. Пока

человек не совершил каких-либо серьезных усилий, требования к нему невелики;

но его усилия немедленно увеличивают эти требования. И чем больше

производимые им усилия, тем значительнее новые требования.

'На этой стадии ученики часто допускают ошибку, которая повторяется

постоянно. Они думают, что те усилия, которые они совершили раньше, так

сказать, их прошлые заслуги, дают им какие-то права или выгоды, уменьшают

требования к ним. как бы извиняют их, если они перестанут работать или

сделают что-нибудь ошибочное. Конечно, это глубоко ложное понятие; ибо

ничто, сделанное человеком вчера, не извиняет его сегодня. Как раз наоборот:

если он ничего не делал вчера, от него ничего не потребуют сегодня; если же

вчера он что-то сделал, это означает, что сегодня он должен сделать больше.

Это, конечно, не значит, что лучше вообще ничего не делать. Тот, кто ничего

не делает, ничего и не получает.

'Как я уже сказал, одно из первых требований к человеку это

искренность. Но есть разные виды искренности: есть умная искренность, и есть

искренность глупая. Как глупая искренность, так и глупая неискренность

одинаково механичны. Но если человек желает научиться умной искренности, он

прежде всего должен быть искренним с учителем и с теми людьми, которые

дольше его занимались работой. Это и будет 'умная искренность'. Но здесь

необходимо отметить, что искренность не должна превращаться в

'невнимательность'. Невнимательность к учителю или к тем, кто назначен

учителем, как я уже сказал, уничтожает всякую возможность работы. Если же

человек пожелает научиться умной неискренности, он должен быть неискренним,

когда разговор касается его работы: он должен научиться молчать в общении с

людьми, не занятыми работой, которые никогда не оценят и не поймут этой

работы. Но искренность в группе - это абсолютное требование, ибо если

человек продолжает лгать в группе так же, как он лжет в своей жизни самому

себе и другим, он никогда не научится отличать правду от лжи.

'Второй преградой нередко оказывается победа над страхом. У человека

обычно имеется много ненужных, воображаемых страхов. Ложь и страхи - вот

атмосфера, в которой живет обычный человек. Как и победа над ложью, победа

над страхом должна быть индивидуальной. Каждый человек имеет страхи,

свойственные только ему. Сначала надо отыскать эти страхи, а затем

уничтожить их. Страхи, о которых говорю я, как правило, связаны с ложью,

среди которой живет человек: вы должны понять, что они не имеют ничего

общего ни с боязнью пауков, мышей или темных комнат, ни с безотчетными

нервными страхами.

'Борьба с ложью внутри себя и борьба со страхом это первая

положительная работа, которую начинает выполнять человек.

'В общем, необходимо понять, что положительные усилия и даже жертвы в

работе не оправдывают и не извиняют возникающих ошибок. Наоборот, то, что

можно простить человеку, не делавшему усилий и ничем не жертвовавшему,

нельзя простить тому, кто уже принес большие жертвы.

'Это кажется несправедливым, но постарайтесь понять закон. На каждого

человека как бы ведется отдельный счет. Его усилия и жертвы записываются на

одной странице книги, а ошибки и оплошности - на другой. То, что записано на

положительной стороне, никогда не может искупить записанное на

отрицательной. Записанное на отрицательной стороне может быть стерто лишь

истиной, т.е. немедленным и полным признанием в содеянном самому себе и

другим, прежде всего учителю. Если же человек видит свою ошибку, но

продолжает оправдываться, небольшой проступок способен уничтожить целые годы

усилий и труда. Поэтому в работе лучше признать свою вину даже тогда, когда

вы невиновны. Но это опять-таки деликатный вопрос, и не следует его

преувеличивать. Иначе результатом будет все та же ложь. поощряемая страхом.'

В другой раз, говоря о группах, Гурджиев сказал:

- Не думайте, что начинать следует прямо с образования группы. Группа -

это великое дело. Она начинается для какой-то конкретной работы, для

определенной цели в этой