Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

учеников.

- Ну вот, видите, - сказал он, когда А. ушел, - это называется умный

человек. Но он ничего не заметил бы, если бы даже я снял с него штаны -

только дайте ему поговорить. Больше ему ничего не нужно. Этот еще был лучше

других, хотя каждый похож на него. Он не лгал, он знал то, о чем говорил,

конечно, по-своему. Но подумайте, на что он годен? И ведь уже не молод...

Возможно, ему подвернулся единственный случай в его жизни услышать истину. А

он все время говорил сам...

Из московских бесед с Гурджиевым я припоминаю одну, связанную с беседой

в Петербурге, уже приводившейся раньше.

На сей раз разговор начал Гурджиев.

- Что вы находите самым важным из того, что узнали до настоящего

момента? - спросил он меня.

- Конечно, те переживания, которые я испытал в августе, - сказал я. -

Если бы я мог вызывать их по желанию и пользоваться ими, то о лучшем нельзя

было бы и мечтать, потому что тогда, думаю, я смог бы найти и все остальное.

Вместе с тем, я знаю, что эти 'переживания' - пользуюсь этим словом за

неимением лучшего, но вы меня понимаете (он кивнул головой) - зависят от

того эмоционального состояния, в котором я тогда находился. И я знаю, что

они всегда будут зависеть от этого состояния. Если бы я мог создавать его

сам, я очень быстро достиг бы подобных переживаний. Но я чувствую, что

бесконечно далек от этого эмоционального состояния, как будто бы я сплю. Это

'сон', от которого я пробуждался. Скажите, как можно создать это

эмоциональное состояние?

- Есть три способа, - ответил Гурджиев. - Это состояние, во-первых,

может прийти само по себе, случайно. Во-вторых, его может создать в вас

кто-то другой. В-третьих, вы можете создать его сами. Что вы предпочитаете?

Признаться, сначала я очень хотел сказать, что предпочитаю, чтобы

кто-то другой, т.е. он сам, создал во мне эмоциональное состояние, о котором

я говорю. Но я сразу же понял, что он ответит, что уже делал это однажды, а

теперь мне следует ждать, пока оно придет само по себе; или я должен сам

что-то сделать, чтобы добиться его.

- Конечно, я хотел бы создать его сам, - сказал я. - Но как можно это

сделать? - Я уже говорил, что для этого необходима жертва, ответил Гурджиев.

- Без жертвы ничего достичь нельзя. Но если в мире есть что-то непонятное

для людей, так это жертва, идея жертвы. Они думают, что им нужно жертвовать

чем-то таким, что они имеют. Например, однажды я сказал, что нужно

пожертвовать 'верой', 'спокойствием', 'здоровьем', и меня поняли буквально.

Но все дело в том, что у людей нет ни веры, ни спокойствия, ни здоровья. Все

эти слова следует понимать лишь как цитаты. На самом же деле жертвовать

нужно лишь воображаемым, тем, чем люди в действительности не обладают. Они

должны пожертвовать своими фантазиями. Но как раз это для них трудно, очень

трудно. Гораздо легче принести в жертву что-то реальное.

'Другое, чем люди должны пожертвовать, - это их страдание. Пожертвовать

своим страданием также очень трудно. Человек откажется от каких угодно

удовольствий, но не откажется от страданий. Человек устроен таким образом,

что ни к чему не привязывается так сильно, как к страданию. Но от страдания

необходимо освободиться. Ни один человек, который не освободился от

страдания, не пожертвовал им, не сможет работать. Позднее вы еще многое

узнаете о страдании. Ничего нельзя достичь без страдания, и в то же время

надо начать с принесения страдания в жертву. Вот и расшифруйте, что это

значит.'

Я прожил в Москве около недели и вернулся в Петербург со свежим запасом

идей и впечатлений. Здесь произошел очень интересный случай, который

объяснил нам многое в самой системе и в методах обучения Гурджиева. Во время

моего пребывания в Москве ученики Гурджиева объяснили мне различные законы,

относящиеся к человеку и миру; среди прочего они показали мне 'таблицу форм

водорода', как мы называли ее в Петербурге, но в значительно расширенном

виде. Помимо трех шкал 'водорода', с которыми Гурджиев уже познакомил нас,

они произвели дальнейшие сокращения и составили двенадцать шкал:

Н6 Н1

Н12 Н6 Н1

Н24 Н12 Н6 Н1

Н48 Н24 Н12 Н6 Н1

Н96 Н48 Н24 Н12 Н6 Н1

Н192 Н96 Н48 Н24 Н12 Н6 Н1

Н384 Н192 Н96 Н48 Н24 Н12 Н6 Н1

Н768 Н384 Н192 Н96 Н48 Н24 Н12 Н6 Н1

Н1536 Н768 Н384