Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

пишут

книги, разговаривают на возвышенные темы, принимают участие в политической

деятельности, убивают друг друга. Люди полагают это состояние сознания

активным, называют его 'ясным сознанием', 'бодрственным состоянием

сознания'. Но кажется, что такой термин, как 'ясное сознание' или

'бодрственное состояние сознания', придуман в шутку - особенно когда вы

поймете, чем в действительности должно быть ясное сознание и что

представляет собой то состояние, в котором человек живет и действует.

'Третье состояние сознания - это вспоминание себя, или самосознание,

или сознание своего бытия. Обычно считают, что мы обладаем этим состоянием

сознания или можем им обладать, если захотим. Наши наука и философия

просмотрели тот факт, что мы не обладаем им и не можем создать его в себе

исключительно силой желания или решения.

'Четвертое состояние сознания называют объективным состоянием сознания.

В этом состоянии человек может видеть вещи такими, каковы они суть.

Проблески такого состояния также случаются у человека; в религиях всех

народов есть указания на его возможность, которую называют 'просветлением' и

разными другими именами; но описать его словами нельзя. Однако единственный

правильный путь к объективному сознанию проходит через развитие

самосознания. Если искусственно привести обычного человека в состояние

объективного сознания и потом возвратить в состояние обычного сознания, он

ничего не вспомнит и подумает, что временно потерял сознание. Но в состоянии

самосознания у человека могут быть вспышки объективного сознания, и он

способен их запомнить. 'Четвертое состояние сознания у человека означает и

совершенно иное состояние бытия; это результат внутреннего роста, длительной

и трудной работы над собой.

'Но третье состояние сознания составляет естественное право человека,

каков он есть в нынешнем состоянии; и если человек не обладает им, то лишь

из-за неправильных условий своей жизни. Без преувеличения можно сказать, что

в настоящее время третье состояние сознания проявляется у человека только в

виде редких вспышек, и его можно сделать более или менее постоянным при

помощи особой тренировки.

'Для большинства людей, даже образованных и мыслящих, главное

препятствие на пути приобретения самосознания заключается в том, что они

думают, что обладают им и всем, что с ним связано: индивидуальностью (в

смысле постоянного и неизменного Я, волей, способностью делать и т.д. Вряд

ли человек почувствует какой-либо интерес, если вы скажете ему, что

благодаря долгой и трудной работе он приобретет то, что, по его мнению, у

него уже есть. Наоборот, он подумает, что вы или сошли с ума, или хотите его

обмануть, преследуя личную выгоду.

'Два высших состояния сознания - 'самосознание' и 'объективное

сознание' - связаны с функционированием в человеке высших центров.

'В добавление к тем центрам, о которых мы уже говорили, у человека есть

еще два - 'высший эмоциональный' и 'высший мыслительный'. Эти центры

находятся внутри нас; они вполне развиты и все время работают; однако их

работа не достигает нашего обычного сознания. Причина этого в особых

свойствах нашего так называемого 'ясного сознания'.

'Чтобы понять, в чем заключается разница между этими состояниями

сознания, вернемся к первому из них, ко сну. Это - целиком субъективное

состояние сознания. Человек погружен во сны, и совсем не важно, помнит он их

или нет. Даже если до него доходят какие-то реальные впечатления (звуки,

тепло, холод, ощущение собственного тела, голоса), они пробуждают в нем

только фантастические субъективные образы. Затем человек пробуждается. На

первый взгляд, он переходит в совершенно иное состояние сознания: может

двигаться, разговаривать с другими людьми, что-то заранее рассчитать, видеть

опасность и избегать ее и т.п. С точки зрения рассудка, такой человек

оказывается в лучшем положении по сравнению с тем, когда он спит. Но если мы

глубже вникнем в суть дела, если присмотримся к его внутреннему миру, к

мыслям, к причинам действий, мы увидим, что он пребывает почти в том же

состоянии, что и во время сна. Более того, это состояние еще хуже, потому

что во сне он пассивен, т.е. не может ничего делать: а в бодрственном

состоянии он все время может что-то