Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

создавая возможность многообразных форм его

проявления в других треугольниках подобно тому, как вершина треугольника

бесконечно умножается в линии его основания. Поэтому всякое начало и

завершение цикла находится в точке вершины треугольника, там, где сливаются

начало и конец, где замыкается круг. Эта точка звучит как бесконечно текущий

цикл. двух 'до' в октаве. Но именно эта девятая ступень замыкает цикл и

вновь начинает его. Поэтому в вершине треугольника, соответствующей 'до',

стоит число 9, а среди остальных точек расположены числа от 1 до 8.

См. 14-04.gif

'Переходя к рассмотрению более сложной фигуры внутри круга, необходимо

уяснить законы ее построения. Законы единства отражаются во всех явлениях.

Десятичная система построена на основании тех же законов. Приняв единицу за

одну ноту, содержащую внутри себя целую октаву, мы должны разделить эту

единицу на семь неравных частей, чтобы прийти к семи нотам этой октавы. Но в

графическом изображении неравенство частей во внимание не принимается, и для

построения диаграммы берется сначала седьмая часть, затем две седьмых, затем

три седьмых, четыре, пять, шесть и семь седьмых. Вычислив эти части в

десятичной системе, получаем:

1/7 = 0,142857...

2/7 = 0,285714...

3/7 = 0,428571...

4/7 = 0,571428...

5/7 = 0,714285...

6/7 = 0,857142...

7/7 = 0,999999...

'Рассматривая полученные десятичные дроби, мы видим, что все их

периоды, кроме последнего, состоят из одних и тех же шести цифр, которые

идут в определенном порядке, так что зная первую цифру периода, можно

полностью воссоздать весь период.

'Если поместить теперь на окружности все девять цифр от 1 до 9 и

соединить числа, вошедшие в период, прямыми линиями, проводя их в той же

последовательности, в какой числа стоят в периоде, то получится фигура,

находящаяся внутри круга. Числа 3, 6, 9 в период не включены и образуют

отдельный треугольник - свободную троицу символа.

'Пользуясь 'теософским сложением' и взяв сумму всех чисел периода, мы

получаем девять, т.е. целую октаву. Опять-таки в каждой отдельной ноте

заключается целая октава, подчиненная тем же законам, что и первая.

Положение нот соответствует числам периода, и рисунок октавы выглядит

следующим образом:

См. 14-05.gif

'Треугольник 9-3-6, который соединяет три точки на окружности, не

включенные в период, связывает воедино закон семи и закон трех. Числа 3, 6,

9 не включены в период; два из них, 3 и 6, соответствуют двум 'интервалам'

октавы; третье является, так сказать, 'излишним' и в то же время замещает

главную ноту, которая не входит в период. Кроме того, каждое явление,

способное взаимодействовать со сходным ему явлением, звучит подобно ноте

'до' в соответствующей октаве. Поэтому 'до' может выйти из своего круга и

войти в правильное соотношение с другим кругом, т.е. сыграть такую же роль в

другом цикле, которую в рассматриваемом цикле играют 'толчки', заполняющие

'интервалы' в октаве. Поэтому и здесь, обладая этой возможностью, 'до'

связано треугольником 3-6-9 с теми местами в октаве, где происходят толчки,

идущие из внешних источников, где возможно проникнуть в октаву для того,

чтобы установить связь с тем, что существует за ее пределами. Закон трех,

так сказать, выступает из закона семи, треугольник проходит сквозь период; и

эти две фигуры в сочетании дают внутреннюю структуру октавы и ее нот.

'В этом пункте нашего рассуждения справедливо задать вопрос: почему

один из 'интервалов', обозначенный числом 3, находится на своем настоящем

месте, между нотами 'ми' и 'фа', а другой, обозначенный числом 6, - между

'соль' и 'ля', хотя его настоящее место - между 'си' и 'до'?

'Если бы были соблюдены все условия относительно появления второго

'интервала' (6) на его собственном месте, мы должны были бы получить

следующий круг:

См. 14-06.gif

и девять элементов замкнутого цикла были бы симметрично сгруппированы

следующим образом:

ДО РЕ МИ

ЛЯ СИ Х Х ФА СОЛЬ

'А распределение, которое мы имеем в действительности:

См. 14-07.gif

может дать только следующую группировку:

СИ ДО РЕ

СОЛЬ Х ЛЯ МИ Х ФА

т.е. в одном случае 'интервал' расположен между 'ми' и 'фа', а в другом

- между 'соль' и 'ля', где он не является