Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

жизни не подумал о морали,

вдруг начинает бояться, что его заставят сделать нечто аморальное. Человек,

который никогда не думал о своем здоровье и только разрушал его, начинает

бояться, что его заставят сделать нечто вредное для здоровья. Человек,

который всю жизнь лгал всем и каждому самым бессовестным образом, вдруг

начинает бояться, что его заставят лгать - и так далее, без конца. Я знал

пьяницу, который больше всего боялся, что его заставят пить.

'Страх подчинения чужой воле очень часто оказывается сильнее всего.

Человек не понимает, что подчинение, на которое он сознательно соглашается,

является единственным путем к тому, чтобы приобрести собственную волю.'

На следующий раз Гурджиев снова начал с вопроса о воле.

- Вопрос о воле, о собственной воле и чужой воле гораздо сложнее, чем

кажется на первый взгляд. Человек не имеет воли, достаточной для того, чтобы

делать, т.е. управлять собой и своими поступками, но ее достаточно для того,

чтобы повиноваться другому человеку. Только таким путем может он

освободиться от закона случая. Другого пути нет.

'Я уже упоминал о судьбе и случайности в жизни человека. Теперь мы

рассмотрим значение этих слов более детально. Судьба тоже существует, но не

для всякого человека. Большинство людей отделено от своей судьбы; они живут

только под властью случайности. Судьба - это результат влияния планет,

которые соответствуют типу человека. О типах мы поговорим позднее; а сейчас

вы должны уяснить одну вещь: человек может иметь судьбу, которая

соответствует его типу, но практически он никогда ее не имеет. Это

происходит потому, что судьба связана только с одной частью человека, а

именно, с его сущностью.

'Следует понять, что человек состоит из двух частей: сущности и

личности. Сущность - это то, что является для человека собственным. Личность

- то, что является для него 'чужим'. 'Чужое' означает то, что пришло извне,

чему он научился, что в нем отражается, т.е. следы внешних влияний,

оставшихся в памяти и в ощущениях, выученные слова и движения, чувства,

созданные подражанием, - все это 'чужое', все это - личность.

'Сточки зрения обычной психологии деление человека на личность и

сущность едва ли понятно. Правильнее будет сказать, что такого деления в

психологии вообще не существует.

'Маленький ребенок еще не имеет личности. Он представляет собой то, что

он есть в действительности. Он и есть сущность. Его желания, вкусы, то, что

он любит, и то, чего не любит, выражают его подлинное существо.

'Но как только начинается так называемое 'воспитание', личность

начинает расти. Личность создается отчасти намеренным влиянием других людей,

т.е. 'воспитанием', а отчасти невольным подражанием взрослым со стороны

самого ребенка. В создании личности большую роль играет также

'противодействие' окружающим и попытки скрыть от них нечто 'свое',

'подлинное'.

'Сущность - это истинное в человеке; личность - нечто ложное. Но

пропорционально росту личности сущность проявляется все реже, все слабее; и

очень часто случается, что сущность останавливается в своем развитии в очень

раннем возрасте и более не растет. Нередко бывает, что сущность взрослого

человека, даже весьма интеллигентного и 'образованного' в обычном смысле

слова, останавливается на уровне ребенка пяти или шести лет. Это значит, что

все, видимое нам в этом человеке, на самом деле является для него 'чужим'. А

собственное в человеке, т. е, его сущность, обычно проявляется в инстинктах

и простейших эмоциях. Однако бывают случаи, когда сущность человека растет

параллельно его личности. Такие случаи являют собой редкие исключения,

особенно в условиях культурной жизни. Сущность имеет больше шансов для

развития у тех людей, которые живут в окружении природы, в трудных условиях

непрерывной борьбы и опасностей.

'Но, как правило, личность у таких людей развита очень слабо. Они имеют

много своего собственного, но мало 'чужого', т.е. им не хватает воспитания и

образования, не хватает культуры. Культура создается личностью; но в то же

время личность представляет собой продукт и плод культуры. Мы не понимаем,

что вся наша жизнь, все, что мы называем цивилизацией, наукой, философией,

искусством и политикой, создано личностью людей, т.е. 'чужим' элементом в

них.