Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

фабрике непоправимый ущерб.

'Нужно отметить, что в течение дня организм обычно производит все

вещества, необходимые для следующего дня, Нередко бывает, что все эти

вещества тратятся или поглощаются при какой-то ненужной и, как правило,

неприятной эмоции. Плохое настроение, беспокойство, ожидание чего-то

неприятного, сомнение, страх, чувство оскорбленности, раздражение любая из

этих эмоций, достигнув определенного уровня интенсивности, за полчаса и даже

за полминуты может поглотить все вещества, приготовленные для следующего

дня; одна вспышка гнева или другой бурной эмоции способна взорвать все

субстанции, приготовленные в лаборатории, и внутренне опустошить человека

надолго, а то и навсегда.

'Все психические процессы материальны. Нет ни одного процесса, который

не требовал бы расхода соответствующей ему субстанции. Если эта субстанция

налицо, процесс идет; если же субстанция истощилась, прекращается и

процесс.'

ГЛАВА 10

С чего начинается путь? - Закон случая. - Виды влияний. - Влияния,

созданные в жизни. - Влияния, созданные вне жизни и сознательные лишь по

своему происхождению. Магнетический центр. - Поиски пути. - Встреча с

человеком, который знает. - Третий вид влияния: сознательное и

непосредственное. - Освобождение от закона случая. - 'Ступень', 'лестница' и

'путь'. - Особые условия четвертого пути. Возможен ложный магнетический

центр. - Как распознать ложные пути? - Ученик и учитель. - Знание начинается

с учения о космосах. - Обычное понимание двух космосов: 'макрокосмос' и

'микрокосмос'. - Полное учение о семи космосах. Отношение между космосами

как отношение нуля к бесконечности. - Принцип относительности. - 'Путь вверх

есть в то же время путь вниз'. - Что такое чудо? - 'Цикл измерений'. - Обзор

системы космосов с точки зрения теории многих измерений. - Замечание

Гурджиева о том, что 'время - это дыхание'. - 'Что такое микрокосмос -

человек или атом?'.

Однажды состоялась встреча, на которой оказалось много людей, ранее не

посещавших наших бесед. Один из них спросил: 'С чего начинается путь?'

Задававший вопрос не слышал, как Гурджиев описывал четыре пути, и употребил

слово 'путь' в обычном религиозно-мистическом смысле.

- Главная трудность понимания идеи пути, - сказал Гурджиев, -

заключается в одном обстоятельстве: люди обычно считают, что путь (он

подчеркнул это слово) начинается на том же уровне, на котором идет жизнь.

Это совершенно неверно. Путь начинается на другом, значительно более высоком

уровне. Как раз этого люди и не понимают, думают, что начало пути гораздо

легче и проще, чем оно есть в действительности. Я попробую объяснить это

следующим образом.

'Человек живет под властью закона случая и двух видов влияний,

опять-таки управляемых случаем.

'Влияния первого рода - это влияния, созданные внутри жизни или самой

жизнью. Таковы влияния расы, национальности, страны, климата, семьи,

воспитания, общества, профессии, манер и обычаев, богатства и бедности,

текущих идей и т.д. Влияния второго рода - это влияния, созданные вне этой

жизни, влияния внутреннего круга, эзотерические влияния, созданные под

властью других законов, хотя и на Земле. Они отличаются от предыдущих,

во-первых, тем, что по своему происхождению являются сознательными. Это

значит, что они созданы сознательно, сознательными людьми и для определенной

цели. Влияния подобного рода обыкновенно облечены в форму религиозных систем

и учений, философских систем и доктрин, произведений искусства и так далее.

'Они вводятся в жизнь с определенной целью и смешиваются с влияниями

первого рода. Однако следует помнить, что эти влияния сознательны лишь по

своему происхождению. Оказавшись в водовороте жизни, они подпадают под

властью общего закона случайности и начинают действовать механически, т.е.

могут подействовать на какого-то определенного человека, а могут и не

подействовать, могут дойти до него, а могут и не дойти. Подвергаясь

изменениям и искажениям, вовремя передачи и толкования, они преобразуются во

влияния, первого рода, т.е. как бы погружаются в эти влияния.

'Если мы подумаем об этом, то обнаружим, что нам нетрудно отличить

влияния, созданные в жизни, от влияний, источник которых находится за ее

пределами. Перечислить