Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

состоянии видеть, как

противоречивы и враждебны друг другу различные 'я' нашей личности. Если бы

человек почувствовал все эти противоречия и осознал бы, что он такое на

самом деле, он почувствовал бы, что сходит с ума. Не всякому приятно

воспринимать себя безумным. К тому же мысль об этом лишает человека веры в

себя, ослабляет его энергию, лишает 'самоуважения'. Так или иначе, он должен

овладеть своими мыслями или изгнать их. Ему необходимо или уничтожить

противоречия, или перестать видеть и чувствовать их. Уничтожить противоречия

человек не в силах. Но если в нем созданы 'буфера', он перестает чувствовать

эти противоречия и не ощущает ударов от столкновений противоречивых

взглядов, противоречивых эмоций, противоречивых слов.

'Буфера' создаются медленно и постепенно. Многие 'буфера' возникают

искусственно, благодаря 'воспитанию'; другие - под гипнотическим

воздействием окружающей жизни. Человек окружен людьми, которые живут, думают

и чувствуют посредством 'буферов'. Подражая им, их мнениям, действиям и

словам, человек невольно создает в себе сходные 'буфера', которые делают его

жизнь более легкой; без них жить было бы очень трудно. Но 'буфера'

удерживают человека от возможности внутреннего развития, ибо созданы как раз

для того, чтобы уменьшать толчки; но ведь именно толчки способны вывести

человека из того состояния, в котором он пребывает, пробудить его. А

'буфера' убаюкивают человека, погружают в сон, навевают приятные и мирные

ощущения того, что все будет хорошо, что никаких противоречий нет, что он

может мирно спать. 'Буфера' - это такие приспособления, при помощи которых

человек всегда может оставаться правым. 'Буфера' помогают человеку не

замечать своей совести. 'Термин 'совесть' - опять-таки нуждается в

объяснении. 'В обыденной жизни понятие 'совесть' воспринимается слишком

упрощенно; считается, что мы обладаем совестью. На самом деле, 'совесть' в

сфере эмоций равнозначна сознанию в сфере интеллекта. И точно так же, как мы

лишены сознания, у нас нет и совести.

'Сознание - это состояние, в котором человек сразу знает все, что он

знает вообще; состояние, в котором он способен видеть, как мало он в

действительности знает, как много противоречий в том, что он знает.

'Совесть' - это состояние, в котором человек сразу чувствует все, что

он обычно чувствует или может почувствовать. И поскольку у каждого человека

имеются тысячи противоречивых и разнообразных чувств-от глубоко скрытого

понимания собственного ничтожества и всевозможных страхов до глупейших

самообманов, самодовольства, самоуверенности и самовосхваления - ощущать все

это вместе не только болезненно, но и буквально невыносимо.

'Если бы человек, внутренний мир которого целиком составлен из

противоречий, внезапно ощутил бы все эти противоречия одновременно, если бы

он внезапно почувствовал, что любит все, что ненавидит, и ненавидит все, что

любит; что он лжет, когда говорит правду, и говорит правду, когда лжет; если

бы он мог ощутить весь стыд и ужас своего существования, это бы и было тем

состоянием, которое называют 'совестью'. Человек не может жить в этом

состоянии; он вынужден или уничтожить противоречия, или разрушить совесть.

Но разрушить совесть он не может, зато может усыпить ее, отделить

непреодолимыми преградами одно самоощущение от другого и не видеть их

вместе, не чувствовать их несовместимости, не замечать абсурдности их

сосуществования.

'Но, к счастью для человека, вернее, для его спокойствия и сна,

состояние совести бывает очень редко. С раннего детства в нем начинают расти

и укрепляться 'буфера', лишая его возможности увидеть свои внутренние

противоречия; поэтому внезапное пробуждение ему не угрожает. Пробуждение

возможно только у тех, кто ищет и желает его, у тех, кто готов ради его

достижения бороться с собой, работать над собой долго и упорно, с большой

настойчивостью. Для этого необходимо разрушить 'буфера', т.е. пойти

навстречу внутренним страданиям, связанным с ощущением противоречий. Кроме

того, разрушение 'буферов' само по себе требует очень долгой работы, и

человек должен согласиться на такую работу, понимая, что ее результатами

будут всевозможные неудобства и страдания от пробуждения совести.

'Но сознание - это то пламя, которое